Preview

Журнал Работа и Карьера

Расширенный поиск

Журнал Работа и Карьера освещает исследования в сфере психологии труда, производственных отношений и профессионального общения, влияния профессиональной сферы жизнедеятельности на общество и личностное развитие. Особое внимание уделяется социологическим и междисциплинарным исследованиям, анализирующим все формы реализации профессиональной деятельности и их связь с более широкими социальными процессами и структурами, а также с качеством жизни общества. Журнал Работа и Карьера охватывает изучение процесса труда; трудовые отношения; изменения на рынках труда; гендерное и иные формы разделения труда. Среди освещаемых тем - профессиональное образование, развитие карьеры для студентов-иностранцев, развитие карьеры для людей с особыми потребностями, влияние развития карьеры на семью, воздействие карьерных устремлений на психологический статус личности.

Журнал публикует оригинальные исследования, систематические обзоры литературы, краткие сообщения и статьи - мнения.

Текущий выпуск

Том 3, № 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

РЕДАКТОРСКАЯ СТАТЬЯ

55
Аннотация

Статья рассматривает роль цифровых идентификаторов DOI и ORCID в современном научном диалоге. DOI обеспечивает постоянный доступ к публикациям, исключая путаницу в ссылках и способствуя воспроизводимости исследований. ORCID позволяет однозначно идентифицировать учёных, повышая прозрачность и доступность их научных достижений. Особое внимание уделено синергетическому эффекту одновременного использования DOI и ORCID, который способствует автоматизации анализа научной активности и укреплению доверия к результатам исследований. В статье представлены рекомендации для авторов и редакторов по интеграции этих инструментов в научную коммуникацию.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

77
Аннотация

Введение: В современных организациях впервые сосуществуют представители шести поколений, каждое из которых обладает уникальными ожиданиями и потребностями. Это ставит новые вызовы перед управлением, требуя адаптации стратегий к разнообразным характеристикам поколений.

Цель: Оценить возможность внедрения модели взаимодействия шести поколений Pearce (2020) в российских организациях с учетом различий между поколениями и специфики культурного контекста.

Материалы и методы: Исследование проводилось методом опроса сотрудников российских организаций из различных поколений. В выборке участвовали представители Silent Generation, Baby Boomers, поколений X, Y, Z и Альфа. Анализ включал обработку 250 анкет, из которых данные классифицировались по ключевым темам: культурные особенности, стратегии управления и ожидания от работы. Для анализа использовались методы описательной статистики и контент-анализа.

Результаты: Исследование подтвердило различия в ожиданиях и предпочтениях между поколениями. Silent Generation и Baby Boomers ценят стабильность и наставничество. Поколение X предпочитает структурированность и долгосрочные перспективы. Миллениалы (поколение Y) ориентированы на карьерный рост и баланс между работой и личной жизнью, тогда как поколение Z выделяет цифровые технологии и инклюзивность как ключевые аспекты профессиональной среды. Поколение Альфа демонстрирует готовность к обучению и экспериментам, ориентируясь на творческий подход и технологии.

Выводы: Модель Pearce (2020) предоставляет эффективные инструменты для управления многопоколенческими коллективами, но её успешная реализация требует учёта локальных культурных и организационных особенностей. Применение гибридных подходов, сочетающих традиционные и инновационные стратегии, может способствовать созданию гармоничной рабочей среды и межпоколенческого сотрудничества.

45
Аннотация

Введение: Современные тенденции цифровизации активно влияют на рынок труда, где интернет становится ключевым инструментом для поиска работы и подбора персонала. Однако анализ использования онлайн-ресурсов выявил значительные проблемы. Многие компании неэффективно используют потенциал своих корпоративных сайтов, ограничиваясь базовым размещением вакансий, а специализированные платформы и социальные сети лишь начинают интегрироваться в стратегию рекрутинга. Это снижает возможности взаимодействия между работодателями и соискателями.

Цель: Проведение комплексного анализа практик использования онлайн-ресурсов молодыми специалистами в процессе трудоустройства, выявлении ключевых проблем, с которыми они сталкиваются, а также в изучении их ожиданий и перспектив, связанных с развитием интернет-рекрутмента.

Материалы и методы: В исследовании были использованы нарративные интервью с респондентами, представляющими молодую аудиторию в возрасте от 22 до 26 лет. Данные обрабатывались с использованием смешанного метода, включающего качественный и количественный анализ. Качественная часть включала анализ открытых ответов респондентов, а количественная — систематизацию результатов опросов и шкалированную оценку ключевых параметров.

Результаты: Исследование выявило, что к 2024 году интернет стал доминирующим каналом для поиска работы среди молодёжи. Более 96% участников подтвердили использование онлайн-ресурсов для трудоустройства, а 80% оценили его как более быстрый способ, чем традиционные методы. Тем не менее, было отмечено, что значительная часть работодателей недостаточно активно использует цифровые технологии, что создаёт барьеры для их сотрудников. Молодые специалисты, напротив, демонстрируют высокую степень адаптации к онлайн-форматам, что подтверждается их частым использованием платформ, таких как HeadHunter и SuperJob, хотя социальные сети, как инструмент поиска работы, всё ещё остаются недооценёнными.

Выводы: Результаты исследования показывают, что в середине 2010-х годов интернет-рекрутинг в России находился на этапе становления, сталкиваясь с барьерами, связанными с недостаточной цифровой грамотностью работодателей и низким уровнем интеграции цифровых инструментов. Однако к 2024 году спрос на онлайн-ресурсы вырос, и они стали неотъемлемой частью взаимодействия на рынке труда. Для дальнейшего улучшения эффективности необходимы меры по активному внедрению инновационных технологий, таких как предиктивная аналитика и автоматизированные системы подбора персонала, а также повышение цифровых компетенций как соискателей, так и рекрутеров.

ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ

64
Аннотация

Введение: В связи со стремительным развитием технологий, искусственного интеллекта (ИИ) и их использованием в различных областях, система образования и рынок труда сталкиваются с существенными трансформациями. В таких условиях становится актуальным исследование влияния искусственного интеллекта на карту профессий, который предлагает как традиционные, так и новые карьерные треки  и вызовы для преподавателей и студентов высших учебных заведений. С развитием современных технологий карта профессий становится все более сложной и разнообразной, отражая новые реальности и требования к обучения и труду.

Цель:  Представить систематический анализ англоязычной и русскоязычный литературы на тему взаимодействия ИИ и развития карьеры, изучить роль искусственного интеллекта в профессиональном пространстве высшего образования и  определить основные аспекты его влияния на определение студентами карьерных треков и развитие карьеры преподавателей.

Материалы и методы: Обзор предметного поля был выполнен с опорой на протокол PRISMA-ScR и концепцию “PPC” (Population, Context, Concept) для определения критериев отбора исследований. Поиск материалов был осуществлен  в базах данных ScienceDirect и РИНЦ, 217 оригинальных исследований, опубликованных в период с 2017 по по сентябрь 2024 года, были найдены по ключевым словам.

Результаты: 51 источник был включен в обзор (12 русскоязычных и 39 англоязычных). Синтез отобранных материалов показал, что искусственный интеллект влияет на карту профессий, создавая новые образовательные направления, карьерные траектории и виды деятельности для обучающихся и педагогических работников высших учебных заведений. Эти изменения образуют потребность в получении новых знаний в области современных технологий и освоении практических навыков использования ИИ всеми участниками образовательной и профессиональной деятельности.

Заключение: Карьерные треки, состоящие из последовательностей профессиональных действий и возможностей для развития, становятся всё более разнообразными, что заставляет систему образования подстраиваться под стремительно развитие современных технологий. В обзоре отмечается, что искусственный интеллект не только является рабочим инструментом в построении карты профессий и определении персонализированных профессиональных траекторий, но также влияет на технические, психологические, этические аспекты выбора профессии.

56
Аннотация

Введение: Психологические последствия безработицы представляют собой важную область исследований, поскольку отсутствие работы оказывает значительное влияние на психоэмоциональное здоровье человека. Понимание этих последствий имеет ключевое значение для разработки стратегий, направленных на смягчение негативного воздействия безработицы на психическое здоровье. Несмотря на растущее внимание к данной проблеме, существует ограниченный синтез существующих исследований, посвященных концептуализации, факторам влияния и теоретическим подходам, связанным с психологическими последствиями безработицы.

Цель: Исследовать психологические последствия безработицы и их влияние на психическое здоровье, уделяя особое внимание определению и концептуализации этих последствий.

Материалы и методы: Обзор проводился в соответствии с лучшими практиками, а для отчетности использовался расширенный протокол PRISMA для обзорных анализов (PRISMA-ScR). Данные были собраны путем систематического поиска в базах данных ScienceDirect и Google Scholar, с акцентом на исследования за последнее десятилетие. Все соответствующие статьи оценивались на соответствие заранее установленным критериям.

Результаты: Обзор выявил значительные психологические последствия безработицы, включая повышенный уровень депрессии, тревожности и социальной изоляции, а также снижение самооценки и когнитивные нарушения. Анализ показал, что финансовое давление и потеря социальной идентичности усугубляют эти эффекты, часто приводя к хроническому стрессу и долгосрочным проблемам с психическим здоровьем. Культурные, гендерные и социально-экономические факторы, а также региональные различия играют значительную роль в формировании индивидуального опыта безработицы. Например, в регионах с высоким уровнем безработицы наблюдается снижение стигматизации, что смягчает некоторые негативные последствия, тогда как в регионах с низким уровнем безработицы чувство изоляции усиливается. Кроме того, гендерные различия указывают на то, что мужчины часто сталкиваются с трудностями из-за социальных ожиданий быть кормильцами, в то время как женщины испытывают дополнительный стресс из-за необходимости совмещать домашние обязанности с поиском работы. Эти результаты подчеркивают необходимость целенаправленных вмешательств, таких как программы социальной поддержки, адаптированные к демографическим и региональным особенностям, для смягчения психоэмоциональных последствий безработицы.

Выводы: Результаты данного обзора помогут углубить понимание психологических последствий безработицы, дать понимание того, как эти последствия могут быть смягчены с помощью целенаправленных вмешательств. Исследование также повлияет на разработку политик и практик, направленных на поддержку лиц, столкнувшихся с безработицей, и улучшение их психоэмоционального здоровья и благополучия.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.