Профессионально-ориентированный подход к обучению иностранному языку (ESP) в подготовке геологов: от универсальности к специализации
https://doi.org/10.56414/jeac.2025.1.96
Аннотация
Введение: на фоне растущей глобализации и транснационального характера геологической профессии владение иностранным языком, прежде всего английским, становится ключевым условием профессиональной мобильности, участия в международных проектах и доступа к актуальной научной информации. Однако содержание языковых курсов, реализуемых в российских университетах, зачастую не соответствует специфике профессиональных задач будущих геологов. Это рассогласование между образовательной подготовкой и профессиональными ожиданиями требует эмпирического анализа.
Цель: Выявление языковых потребностей, предпочтений и жанровых дефицитов студентов-геологов, обучающихся в российских вузах, а также оценка степени соответствия текущих языковых курсов их профессиональным задачам.
Материалы и методы: Исследование носит качественно-количественный характер. В анкетировании приняли участие 150 студентов 3–4 курсов геологических направлений из трех ведущих российских университетов (РУДН, МГУ, МГРИ), отобранных целенаправленно с учетом отсутствия специализированных курсов по академическому письму. Анкета (см. Приложение 1) включала шкальные, открытые и полуоткрытые вопросы, направленные на выявление уровня языковой подготовки (по шкале CEFR), приоритетных языков, значимости конкретных видов речевой деятельности и жанровых дефицитов. Для углубления анализа было проведено 15 полуструктурированных интервью с представителями каждой подгруппы. Данные анкетирования обрабатывались статистически, интервью анализировались с применением тематического кодирования (Braun & Clarke, 2006).
Результаты: Полученные данные показали, что английский язык воспринимается абсолютным большинством участников как основной язык профессиональной коммуникации (97 %), прежде всего в контексте чтения научной литературы, подготовки отчетов и участия в международных проектах. Основными видами дефицитной речевой деятельности названы академическое чтение и письменная коммуникация. Только 11 % студентов считают, что текущий языковой курс полностью соответствует их профессиональным задачам, в то время как более 30 % оценивают его как несоответствующий. Интервью подтвердили несформированность жанровых компетенций и необходимость реального погружения в язык профессии. При этом студенты демонстрируют высокую мотивацию к языковому развитию и стремление к прикладной ориентации курсов.
Заключение: Полученные данные указывают на необходимость структурной трансформации курсов иностранного языка в сторону программ ESP, адаптированных к геологическому профилю. Ключевыми направлениями модернизации должны стать жанрово ориентированное обучение, баланс письменной и устной профессиональной коммуникации, а также междисциплинарное сотрудничество между преподавателями языков и профильных дисциплин. Результаты могут служить основой для проектирования прикладных учебных модулей и разработки рекомендаций по обновлению языковой подготовки студентов технических и естественнонаучных направлений.
Об авторе
Наталья Газинуровна СабитоваРоссия
Список литературы
1. Alhaysony, M. (2017). Language learning strategies used by Saudi EFL students: The effect of duration of English language study and gender. Theory and Practice in Language Studies, 7(1), 18. https://doi.org/10.17507/tpls.0701.03
2. Aliyeva, S. (2018). English for geologists. Baku State University Publishing.
3. Azhari, M. A., & Satimin, O. (2024). Evaluating English language education for career readiness in intercultural communication: Employer insights and recommendations. International Journal of Research and Innovation in Social Science, 8(10), 2923–2934. https://doi.org/10.47772/IJRISS.2024.8100245
4. Basturkmen, H. (2010). Developing Courses in English for Specific Purposes (1st ed.). Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/9780230290518
5. Braun, V., & Clarke, V. (2006). Using thematic analysis in psychology. Qualitative Research in Psychology, 3, 77-101. 10.1191/1478088706qp063oa
6. Ferguson, G., Pérez-Llantada, C., & Plo, R. (2011). English as an international language of scientific publication: A study of attitudes. World Englishes, 30(1), 41–59. https://doi.org/10.1111/j.1467-971X.2010.01656.x
7. Ferguson, G., Pérez‑Llantada, C., & Plo, R. (2011). English as an international language of scientific publication: A study of attitudes. World Englishes, 30(1), 41–59. https://doi.org/10.1111/j.1467-971X.2010.01656.x
8. Ginsburgh, V., & Prieto-Rodriguez, J. (2011). Returns to foreign languages of native workers in the EU. Industrial and Labor Relations Review, 64(3), 599–618. https://doi.org/10.1177/001979391106400309
9. Hahm, S., & Gazzola, M. (2022). The value of foreign language skills in the German labor market. Labour Economics, 76, 102150. https://doi.org/10.1016/j.labeco.2022.102150
10. Hamdard, Yasin. (2021). Needs Analysis of English Language for Geoscience Undergraduates of Bamyan University. Applied Research Journal of Humanities and Social Sciences, 4, 1-10. https://doi.org/10.47721/ARJHSS202101025
11. Hyland, K. (2021). Teaching and researching writing (4th ed.). Routledge.
12. Markner‑Jäger, B. (2008). Technical English for Geosciences: A text/workbook. Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-540-68616-3
13. Qani, A. R., & Khawrin, M. (2024). Academic English language skills needs and challenges at the Geo Science Faculty of Bamyan University. Kuijis Journal of Humanities and Social Sciences, 9, 141–162. https://doi.org/10.71082/qyhjtp83
14. Universidad de Panamá. (2022). Memoria institucional 2022 [Institutional report]. Universidad de Panamá. https://repositorio.asamblea.gob.pa/handle/001/1350
Рецензия
Для цитирования:
Сабитова Н.Г. Профессионально-ориентированный подход к обучению иностранному языку (ESP) в подготовке геологов: от универсальности к специализации. Журнал Работа и Карьера. 2025;4(1):34-45. https://doi.org/10.56414/jeac.2025.1.96
For citation:
Sabitova N.G. ESP Approach in Geology Education: From Linguistic Universality to Professional Specification. Journal of Employment and Career. 2025;4(1):34-45. (In Russ.) https://doi.org/10.56414/jeac.2025.1.96