Preview

Журнал Работа и Карьера

Расширенный поиск

Профориентация в российской образовательной практике: обзор предметного поля

https://doi.org/10.56414/jeac.2022.19

Аннотация

Введение. Профориентация школьников нуждается в постоянной оптимизации, поскольку она, во многом, определяет успешность первичной профессионализации студентов и, соответственно, успешность будущих карьерных треков состоявшихся профессионалов.

Цель данного обзора предметного поля - анализ степени изученности системы  профориентации, сложившейся к 2023 году в России и за рубежом, анализ методов профориентации, их преимущества и недостатков.

Материалы и методы. В рамках обзора предметного поля были отобраны 47 источника, опубликованные в 2010-2023 года и посвященные системе профориентации в СССР, России, зарубежных странах.  Все источники представляют собой оригинальные и обзорные статьи, посвященные профессиональному ориентированию в России и других зарубежных странах. Статьи были извлечены из библиотечных систем Elibrary и Киберленинка.

Результаты.  Проведен поиск исследований, опубликованных в период с 2010 по 2023 гг. Основная доля статей представлена публикациями типа «case study», теоретическими и обзорными публикациями. В отличие от зарубежных стран, где вопросами профориентации начинают заниматься с начальной школы, в России данной направление носит прикладной характер, в работе отсутствует системность.  Профориентация реализуется в основном в школе (профильные классы), в центрах профориентации, где проводятся комплексные мероприятия, направленные на помощь в профессиональном самоопределении. Профориентация реализуется и в лагерях труда и отдыха.

Выводы. Данный обзор зафиксировал различные подходы в системе профориентационной работы как на национальном. Так и на международном уровнях.  Полученные результаты указывают на необходимость комплексного научного подхода к разработке мер, способствующих профессиональному самоопределению школьников. Необходимо также учесть недостатки в системе профориентации для успешного самоопределения выпускников школ.

Об авторе

Наталия Марковна Шленская
Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)
Россия


Список литературы

1. Алиев, М. А., & Умалатова, З. М. (2015). Организационно-экономические основы развития профориентации школьников. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки, (4), 25–28.

2. Артемьев, И. А. (2017). Профориентация в системе непрерывного образования «школа — среднее профессиональное образование». Наука вчера, сегодня, завтра, (8), 27–31

3. Балдин, С. С. (2004). Актуальные проблемы профориентации школьников. Россия и АТР, (3), 25–31.

4. Берникова, О. В. (2015). Дополнительное образование как условие профессионального самоопределения и формирования социальной полноценной личности. Вестник московского государственного университета культуры и искусств, (1), 176–182.

5. Будагов, Г. П. (2012). Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема. Вектор науки Томского государственного университета, (2), 50–52.

6. Дорожкин, Е. М., & Зеер, Э. Ф. (2014). Научно-прикладные основания профориентации: Теория и практика. Сибирский психологический журнал, (52), 67–78.

7. Евсеенко, В. И., & Шуталева, Е. Ю. (2016). Учебно-производственная бригада как персоналистский метод профориентации в сельской школе. Актуальные проблемы науки и образования, (1), 27–30.

8. Епифаненков, М. С. (2020). Межшкольные учебно-производственные комбинаты Брянской области как форма организации трудового воспитания. История создания и современность. В Фундаментальные и прикладные научные исследования: Актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей XXXIII Международной научно-практической конференции (с. 195–198). Пенза: Наука и Просвещение.

9. Ермаков, Д. С. (2017). Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация школьников: Историко-педагогические аспекты, современный взгляд. Профессиональное образование в России и за рубежом, (3), 75–80.

10. Ивакина, М. В. (2022). Сравнительный анализ систем профориентационной работы в России и за рубежом. Педагогическое образование в России, (3), 78–85.

11. Искаков, Б. А. (2018). Деятельность КГУ «учебно-производственный комбинат» г. Усть-Каменогорска в условиях инновационного развития. Инновации в образовании, (1), 2–6.

12. Искаков, Б. А., Подойникова, А. Ф., & Грахов, А. Н. (2020). От учебно-производственного комбината — к профильной школе. Инновации в образовании, (3), 4–7.

13. Кабдрашева, Г. К. (2018). Реализации идеи профессиональное партнерство в условиях деятельности учебно-производственного комбината. Инновации в образовании, (1), 7–9.

14. Казун, А.П., & Пастухова, Л.С. (2014). «Проектный метод» как механизм профессиональной ориентации детей и молодежи. Известия МГТУ МАМИ, 4(22), 202–209

15. Калашникова, О. В. (2022). Профессиональные пробы как форма профессиональной ориентации современной молодежи в образовательных организациях. Проблемы современного педагогического образования, (75–3), 296–299.

16. Кашапова, Н. В. (2011). Ориентация старшеклассников на выбор рабочих профессий в учебно-воспитательном процессе межшкольного учебного комбината. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, (1), 56–63.

17. Кораблёва, М. В. (2010). К вопросу о профессиональном самоопределении молодежи. Известия Саратовского Университета. Социология. Политология, (4), 54–57.

18. Кормакова, В. Н. (2015). Самоопределение школьников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий как социально-педагогический феномен. Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Педагогические и психологические науки, (23), 138–148.

19. Коршунов, Д. А., & Гайнеев, Э. Р. (2018). Взаимодействие социальных партнеров в совместной организации учебно-производственных экскурсий в профессиональной подготовке обучающихся. Образование и наука без границ: Фундаментальные и прикладные исследования, (7), 126–131.

20. Кузнецов, К. Г., Кувшинова, О. Л. (2022). Методика оценки готовности школьников к профессиональному самоопределению. Профессиональное образование и рынок труда, 1, 88–111. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.48.1.006

21. Курбатова, А. С., Приятелева М. К., & Морозова Н. Н. (2020). Организация профориентационной работы в процессе непрерывного образования. Мир науки. Педагогика и психология, 8(3), 1–8.

22. Махлеева, Л. В. (2016). Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся. Инновационная наука, (9), 315–320.

23. Меркушева, М. Е., & Бюллер А. Г. (2015). Опыт создания системы профориентации в МБОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа №3». Пермский педагогический журнал, (7), 70–74.

24. Мугутдинова, Н. Ш., Сулейманов, М. И., & Раджабова, З. К. (2016). Состояние трудового обучения и профориентации школьников в период обязательного среднего всеобуча (1959–1985 гг.). Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки, (1), 9–12.

25. Нех, А. В. (2018). Учебно-производственный комбинат как форма организации профильного обучения (на примере профиля «Автодело»). Инновации в Образовании, (1), 19–21.

26. Никифорова, Е.А. (2018). Новые инструменты профессиональной ориентации школьников. В Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста: Сборник статей (т. 3, вып. 8, с. 115–120. Реутов.: Общество с ограниченной ответственностью СВИВТ.

27. Никифорова, Е.А., & Жигун, Л.А. (2019). Организационно-управленческий механизм профессиональной ориентации на ранних стадиях жизни и обучения человека. Гуманитарные науки. Вестник финансового университета, 2, 74–80. https://doi.org/10.26794/2226–7867-2019–9-2–74-80

28. Пряжников, Н. С. (1997). Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. М.: Издательство института практической психологии.

29. Пухова, А. Г., Беляева, Т. К., Толкунова, С. Г., & Курбатова А. С. (2019). Влияние демографического фактора на региональный рынок труда. Economic Consultant, (1), 33–39.

30. Разумова, М. В. (2014). Профориентация в России: Cтановление, проблемы и перспективы. Профессиональное образование и общество, (3), 49–57.

31. Рахымбеков, А. Ж., Нурбосынова, Г. С., Садуакасова, Р. А., Абдухаирова, А. Т., & Турганова, М. М. (2015). О современной профориентации школьников. Научный альманах, (8), 622–626.

32. Соломин, И. Л. (2006). Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь.

33. Сорокун, П. В. (2015). История становления и развития профессиональной ориентации молодежи в России. Эпоха науки, (2), 15.

34. Скрипова, Н.Е. (2019). Новые педагогические инструменты профессиональной ориентации школьников. Современное педагогическое образование, 12, 132–135.

35. Суркова, Н. А., & Беликова, И. Г. (2020). Моделирование предпрофессиональной подготовки старшеклассников в системе урочной и внеурочной деятельности. В Моделирование предпрофессиональной подготовки старшеклассников в системе урочной и внеурочной деятельности: Материалы международной электронной научно-практической конференции (с. 167–172). Донецк: Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования.

36. Тарлавский, В. И., & Цуканов, Е. А. (2014). Становление и развитие профессиональной ориентации: Обзор отечественного опыта. Перспективы науки и образования, (2), 63–69.

37. Толстогузов, С. Н. (2015). Опыт профориентационной работы за рубежом. Образование и наука, (1), 151–165.

38. Хаукка, Л. А. (2018). Система методической работы в КГУ «Учебно-производственный комбинат» Акимата города Усть-Каменогорска. Инновации в Образовании, (1), 10–15.

39. Хисамова, С. И., Потапова, Л. В., & Галиева, Г. Р. (2015). Деятельность педагогического коллектива по внедрению профориентационной работы, как фактор повышения качества образования. Наука, образование, общество, (1), 180–188. https://doi.org/10.17117/no.2015.01.180

40. Черникова, И. Ю. (2013). Профессиональные пробы: Социологическое моделирование современных практико-ориентированных форм образования в старшей школе. Известия российской академии образования, (4), 104–112.

41. Черникова, Л.В. (2019). Методология современной профориентации за рубежом. Вестник института экономических исследований, 3(15), 80–87.

42. Черняева, О. В. (2014). Развитие социально-трудовой активности школьников в образовательной среде межшкольного учебного комбината. Мир науки, культуры, образования, (4), 169–170.

43. Чикер, В. А. (2003). Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь.

44. Чистякова, С. Н., & Сахарова В. И. (2017). Профессиональная ориентация учащейся молодежи: Страницы истории и тенденции развития. Профессиональное образование в России и за рубежом, (4), 171–175.

45. Шафранов-Куцев, Г. Ф., & Гуляева Л. В. (2019). Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников. Интеграция образования, 23 (1 (94)), 100–118. https://doi.org/10.15507/1991–9468.094.023.201901.100–118

46. Якуш, Н. М. (2020). Трудовое воспитание и профориентация учащихся в сельской общеобразовательной школе БССР (1970–1980-е гг.). Труды Белорусского государственного технологического университета. История, философия, (2), 80–84.

47. References

48. Aliev, M. A., & Umalatova, Z. M. (2015). Organizatsionno-ekonomicheskie osnovy razvitiya proforientatsii shkol’nikov [Organizational and economic foundations of the development of vocational guidance for schoolchildren]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Obshchestvennye i gumanitarnye nauki [News of Dagestan State Pedagogical University. Social Sciences and Humanities], (4), 25–28.

49. Artem’ev, I. A. (2017). Proforientatsiya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya “shkola — srednee professional’noe obrazovanie” [Career guidance in the system of continuing education “school — secondary vocational education”]. Nauka vchera, segodnya, zavtra [Science Yesterday, Today, Tomorrow], (8), 27–31

50. Baldin, S. S. (2004). Aktual’nye problemy proforientatsii shkol’nikov [Actual problems of vocational guidance of schoolchildren]. Rossiya i ATR [Russia and the Asia-Pacific Region], (3), 25–31.

51. Bernikova, O. V. (2015). Dopolnitel’noe obrazovanie kak uslovie professional’nogo samoopredeleniya i formirovaniya sotsial’noi polnotsennoi lichnosti [Additional education as a condition for professional self-determination and the formation of a full-fledged social personality]. Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], (1), 176–182.

52. Budagov, G. P. (2012). Formirovanie gotovnosti starsheklassnikov k professional’nomu samoopredeleniyu kak psikhologo-pedagogicheskaya problema [Formation of high school students’ readiness for professional self-determination as a psychological and pedagogical problem]. Vektor nauki Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Vector of Science of Tomsk State University], (2), 50–52.

53. Chernikova, I. Yu. (2013). Professional’nye proby: sotsiologicheskoe modelirovanie sovremennykh praktikoorientirovannykh form obrazovaniya v starshei shkole [Professional tests: sociological modeling of modern practice-oriented forms of education in high school]. Izvestiya rossiiskoi akademii obrazovaniya [Proceedings of the Russian Academy of Education], (4), 104–112.

54. Chernikova, L.V. (2019). Metodologiya sovremennoj proforientacii za rubezhom [Methodology of modern career guidance abroad ]. Vestnik instituta ekonomicheskih issledovanij [Bulletin of the Institute of Economic Research ], 3(15), 80–87.

55. Chernyaeva, O. V. (2014). Razvitie sotsial’no-trudovoi aktivnosti shkol’nikov v obrazovatel’noi srede mezhshkol’nogo uchebnogo kombinata [Development of social and labor activity of schoolchildren in the educational environment of the interschool educational complex]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education], (4), 169–170.

56. Chiker, V. A. (2003). Psikhologicheskaya diagnostika organizatsii i personala [Psychological diagnostics of the organization and personnel]. S-Petersburg: Rech’.

57. Chistyakova, S. N., & Sakharova V. I. (2017). Professional’naya orientatsiya uchashcheisya molodezhi: Stranitsy istorii i tendentsii razvitiya [Professional orientation of students: Pages of history and development trends]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad], (4), 171–175.

58. Dorozhkin, E. M., & Zeer, E. F. (2014). Nauchno-prikladnye osnovaniya proforientatsii: Teoriya i praktika [Scientific and applied bases of career guidance: Theory and practice]. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal [Siberian Psychological Journal], (52), 67–78.

59. Epifanenkov, M. S. (2020). Mezhshkol’nye uchebno-proizvodstvennye kombinaty Bryanskoi oblasti kak forma organizatsii trudovogo vospitaniya. Istoriya sozdaniya i sovremennost’ [Interschool educational and industrial complexes of the Bryansk region as a form of organization of labor education. The history of creation and modernity]. In Fundamental’nye i prikladnye nauchnye issledovaniya: Aktual’nye voprosy, dostizheniya i innovatsii: Sbornik statei 33th Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Fundamental and Applied Scientific research: Current issues, achievements and innovations: Collection of articles of the 33th International Scientific and Practical Conference] (pp. 195–198). Penza: Nauka i Prosveshchenie.

60. Ermakov, D. S. (2017). Professional’noe samoopredelenie i professional’naya orientatsiya shkol’nikov: Istoriko-pedagogicheskie aspekty, sovremennyi vzglyad [Professional self-determination and professional orientation of schoolchildren: Historical and pedagogical aspects, modern view]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad], (3), 75–80.

61. Evseenko, V. I., & Shutaleva, E. Yu. (2016). Uchebno-proizvodstvennaya brigada kak personalistskii metod proforientatsii v sel’skoi shkole [The training and production team as a personalistic method of career guidance in a rural school]. Aktual’nye problemy nauki i obrazovaniya [Actual Problems of Science and Education], (1), 27–30.

62. Iskakov, B. A. (2018). Deyatel’nost’ KGU «uchebno-proizvodstvennyi kombinat» g. Ust’-Kamenogorska v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya [The activity of the KSU “educational and production combine” of Ust-Kamenogorsk in the conditions of innovative development]. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in Education], (1), 2–6.

63. Iskakov, B. A., Podoinikova, A. F., & Grakhov, A. N. (2020). Ot uchebno-proizvodstvennogo kombinata — k profil’noi shkole [From the educational and production combine — to the profile school]. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in Education], (3), 4–7.

64. Ivakina, M. V. (2022). Sravnitel’nyi analiz sistem proforientatsionnoi raboty v Rossii i za rubezhom [Comparative analysis of career guidance systems in Russia and abroad]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], (3), 78–85.

65. Kabdrasheva, G. K. (2018). Realizatsii idei professional’noe partnerstvo v usloviyakh deyatel’nosti uchebno-proizvodstvennogo kombinata [Implementation of the idea of professional partnership in the conditions of the educational and production combine]. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in Education], (1), 7–9.

66. Kalashnikova, O. V. (2022). Professional’nye proby kak forma professional’noi orientatsii sovremennoi molodezhi v obrazovatel’nykh organizatsiyakh [Professional tests as a form of professional orientation of modern youth in educational organizations]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], (75–3), 296–299.

67. Kashapova, N. V. (2011). Orientatsiya starsheklassnikov na vybor rabochikh professii v uchebno-vospitatel’nom protsesse mezhshkol’nogo uchebnogo kombinata [Orientation of high school students to the choice of working professions in the educational process of the interschool educational complex]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf’eva [Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev], (1), 56–63.

68. Kazun, A.P., & Pastukhova, L.S. (2014). «Proektnyj metod» kak mekhanizm professional’noj orientacii detej i molodezhi. [“Project Method” as a mechanism for the professional orientation of children and young people]. Izvestiya MGTU “MAMI”, 4(22), 202–209.

69. Khaukka, L. A. (2018). Sistema metodicheskoi raboty v KGU “Uchebno-proizvodstvennyi kombinat” Akimata goroda Ust’-kamenogorska [The system of methodical work in the KSU “Educational and production Combine” of the Akimat of Ust-Kamenogorsk]. Innovatsii v Obrazovanii [Innovations in Education], (1), 10–15.

70. Khisamova, S. I., Potapova, L. V., & Galieva, G. R. (2015). Deyatel’nost’ pedagogicheskogo kollektiva po vnedreniyu proforientatsionnoi raboty, kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya [The activity of the teaching staff on the introduction of career guidance work as a factor in improving the quality of education]. Nauka, obrazovanie, obshchestvo [Science, Education, Society], (1), 180–188. https://doi.org/10.17117/no.2015.01.180

71. Korableva, M. V. (2010) K voprosu o professional’nom samoopredelenii molodezhi [On the issue of professional self-determination of young people]. Izvestiya Saratovskogo Universiteta. Sotsiologiya. Politologiya [News of Saratov University. Sociology. Political Science], (4), 54–57.

72. Kormakova, V. N. (2015). Samoopredelenie shkol’nikov v sfere vysokotekhnologichnykh rabochikh professii kak sotsial’no-pedagogicheskii fenomen [Self-determination of schoolchildren in the field of high-tech working professions as a socio-pedagogical phenomenon]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. G. i N. G. Stoletovykh. Pedagogicheskie i psikhologicheskie nauki [Bulletin of the Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletov. Pedagogical and psychological sciences], (23), 138–148.

73. Korshunov, D. A., & Gaineev, E. R. (2018). Vzaimodeistvie sotsial’nykh partnerov v sovmestnoi organizatsii uchebno-proizvodstvennykh ekskursii v professional’noi podgotovke obuchayushchikhsya [Interaction of social partners in the joint organization of educational and industrial excursions in the professional training of students]. Obrazovanie i nauka bez granits: Fundamental’nye i prikladnye issledovaniya [Education and Science Without Borders: Fundamental and Applied Research], (7), 126–131.

74. Kurbatova, A. S., Priyateleva M. K., & Morozova N. N. (2020). Organizatsiya proforientatsionnoi raboty v protsesse nepreryvnogo obrazovaniya [Organization of career guidance work in the process of continuing education]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [The World of Science. Pedagogy and Psychology], 8(3), 1–8.

75. Kuznetsov, K. G., & Kuvshinova, O. L. (2022). Metodika ocenki gotovnosti shkol’nikov k professional’nomu samoopredeleniyu [A methodology of readiness assessment for professional self-determination of school students]. Professional’noe obrazovanie i rynok truda [Vocational Education and Labour Market], 1, 88–111, https://doi.org/10.52944/PORT.2022.48.1.006

76. Makhleeva, L. V. (2016). Rol’ dopolnitel’nogo obrazovaniya v professional’nom samoopredelenii uchashchikhsya [The role of additional education in the professional self-determination of students]. Innovatsionnaya nauka [Innovative Science], (9), 315–320.

77. Merkusheva, M. E., & Byuller A. G. (2015). Opyt sozdaniya sistemy proforientatsii v MBOU “Dobryanskaya srednyaya obshcheobrazovatel’naya shkola №3” [Experience in creating a career guidance system in MBOU “Dobryanka secondary school No. 3”]. Permskii pedagogicheskii zhurnal [Perm Pedagogical Journal], (7), 70–74.

78. Mugutdinova, N. Sh., Suleimanov, M. I., & Radzhabova, Z. K. (2016). Sostoyanie trudovogo obucheniya i proforientatsii shkol’nikov v period obyazatel’nogo srednego vseobucha (1959–1985 gg.) [The state of labor training and vocational guidance of schoolchildren during the period of compulsory secondary general education (1959–1985)]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Obshchestvennye i gumanitarnye nauki [News of Dagestan State Pedagogical University. Social Sciences and Humanities], (1), 9–12.

79. Nekh, A. V. (2018). Uchebno-proizvodstvennyi kombinat kak forma organizatsii profil’nogo obucheniya (na primere profilya “Avtodelo”) [Educational and production combine as a form of organization of specialized training (on the example of the profile “Avtodelo”)]. Innovatsii v Obrazovanii [Innovations in Education], (1), 19–21.

80. Nikiforova, E. A., & Zhigun, L. A. (2019). Organizacionno-upravlencheskij mekhanizm professional’noj orientacii na rannih stadiyah zhizni i obucheniya cheloveka [Organizational and managerial mechanism of professional orientation at early stages of life of human training]. Gumanitarnye nauki. Vestnik finansovogo universiteta. [Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University], 2, 74–80. https://doi.org/10.26794/2226–7867-2019–9-2–74-80

81. Nikiforova, E.A. (2018). Novye instrumenty professional’noj orientacii shkol’nikov [New tools for vocational guidance of schoolchildren]. In Formirovanie obshchekul’turnykh i professional’nykh kompetentsii finansista: Sbornik statei, vol. 3, issue 8, pp. 115–120. Reutov: SWIFT Limited Liability Company

82. Pryazhnikov, N. S. (1997). Blankovye i kartochnye igry professional’nogo i lichnostnogo samoopredeleniya [Blank and card games of professional and personal self-determination]. Moscow: Izdatel’stvo instituta prakticheskoi psikhologii.

83. Pukhova, A. G., Belyaeva, T. K., Tolkunova, S. G., & Kurbatova A. S. (2019). Vliyanie demograficheskogo faktora na regional’nyi rynok truda [The influence of the demographic factor on the regional labor market]. Economic Consultant, (1), 33–39.

84. Rakhymbekov, A. Zh., Nurbosynova, G. S., Saduakasova, R. A., Abdukhairova, A. T., & Turganova, M. M. (2015). O sovremennoi proforientatsii shkol’nikov [About modern vocational guidance of schoolchildren]. Nauchnyi al’manakh [Scientific Almanac], (8), 622–626.

85. Razumova, M. V. (2014). Proforientatsiya v Rossii: stanovlenie, problemy i perspektivy [Career guidance in Russia: Formation, problems and prospects]. Professional’noe obrazovanie i obshchestvo [Professional Education and Society], (3), 49–57.

86. Shafranov-Kutsev, G.F. & Gulyayeva, L.V. (2019). Professional’noe samoopredelenie kak vedushchij faktor razvitiya konkurentoorientirovannosti i konkurentosposobnosti starsheklassnikov [Career Self-Guidance as a Key Factor in the Development of High School Students’ Competitive Ability and Orientedness[. Integraciya obrazovaniya [Integration of education], 23, 1, 100–118.

87. Skripova N.E. (2019). Novye pedagogicheskie instrumenty professional’noj orientacii shkol’nikov. [New pedagogical instruments of professional orientation of schoolchildren]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern Pedagogical Education], 12, 132–135.

88. Solomin, I. L. (2006). Sovremennye metody psikhologicheskoi ekspress-diagnostiki i professional’nogo konsul’tirovaniya [Modern methods of psychological express diagnostics and professional counseling]. S-Petersburg: Rech’.

89. Sorokun, P. V. (2015). Istoriya stanovleniya i razvitiya professional’noi orientatsii molodezhi v Rossii [The history of the formation and development of professional orientation of youth in Russia]. Epokha nauki [The Age of Science], (2), 15.

90. Surkova, N. A., & Belikova, I. G. (2020). Modelirovanie predprofessional’noi podgotovki starsheklassnikov v sisteme urochnoi i vneurochnoi deyatel’nosti [Modeling of pre-professional training of high school students in the system of regular and extracurricular activities]. In Modelirovanie predprofessional’noi podgotovki starsheklassnikov v sisteme urochnoi i vneurochnoi deyatel’nosti: Materialy mezhdunarodnoi elektronnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Modeling of pre-professional training of high school students in the system of regular and extracurricular activities: Materials of the international electronic scientific and practical conference] (pp. 167–172). Donetsk: Donetskii respublikanskii institut dopolnitel’nogo pedagogicheskogo obrazovaniya.

91. Tarlavskii, V. I., & Tsukanov, E. A. (2014). Stanovlenie i razvitie professional’noi orientatsii: Obzor otechestvennogo opyta [Formation and development of professional orientation: A review of domestic experience]. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects of Science and Education], (2), 63–69.

92. Tolstoguzov, S. N. (2015). Opyt proforientatsionnoi raboty za rubezhom [Experience of career guidance work abroad]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], (1), 151–165.

93. Yakush, N. M. (2020). Trudovoe vospitanie i proforientatsiya uchashchikhsya v sel’skoi obshcheobrazovatel’noi shkole BSSR (1970–1980-e gg.) [Labor education and vocational guidance of students in the rural secondary school of the BSSR (1970–1980-ies)]. Trudy Belorusskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Istoriya, filosofiya [Proceedings of the Belarusian State Technological University. History, Philosophy], (2), 80–84.


Рецензия

Для цитирования:


Шленская Н.М. Профориентация в российской образовательной практике: обзор предметного поля. Журнал Работа и Карьера. 2022;1(3):54-75. https://doi.org/10.56414/jeac.2022.19

For citation:


Shlenskaya N.M. Career Guidance in Russian Educational Practice: Scoping Review. Journal of Employment and Career. 2022;1(3):54-75. (In Russ.) https://doi.org/10.56414/jeac.2022.19

Просмотров: 712


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6856 (Online)