Формирование карьерных установок через интегративное обучение в колледже
Аннотация
Введение: Современная система среднего профессионального образования сталкивается с задачей не только формирования профессиональных компетенций, но и сопровождения студентов в процессе карьерного самоопределения. Особую актуальность приобретает поиск педагогических решений, способных интегрировать учебное содержание с задачами построения профессионального будущего.
Цель исследования: Выявить потенциал интегративного обучения как средства формирования карьерных установок у студентов колледжа.
Методы: В исследовании использован смешанный дизайн, включающий наблюдение, анкетирование (n = 72), письменную рефлексию и тематический контент-анализ. Эмпирическая база построена на материалах бинарного занятия по математике и английскому языку, спроектированного с учётом профессиональных задач студентов логистического и туристского профиля.
Результаты: Анализ поведенческих индикаторов показал высокую степень профессиональной включённости: 87,5% студентов активно участвовали в обсуждении кейсов, 66,7% проявили смысловую инициативу, а 61,1% - признаки карьерной рефлексии. Тематический анализ высказываний позволил выделить четыре доминирующих смысловых категории, отражающих осмысление связи между образованием и профессиональной траекторией.
Выводы: Полученные результаты подтверждают, что интегративные занятия, ориентированные на профессиональные смыслы, способны выступать катализатором формирования карьерных установок и субъектной позиции обучающихся. Представленный подход может быть масштабирован в рамках системы СПО как средство педагогической поддержки карьерного самоопределения.
Об авторах
Халидя Абдулхаковна АхмеджановаРоссия
преподаватель
Анна Андреевна Колосова
Список литературы
1. Гасанова Д. И., Валиева П. В., Демирова Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной ответственности будущего педагога // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 4. С. 10-17. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-4-10-17
2. Коновалова, М. В. (2022). Карьерные ориентиры студентов колледжей: соотношение ожиданий и образовательного поведения. Вестник практической психологии образования, 19(1), 53–61.
3. Леонтьев, А. Н. (2005). Деятельность. Сознание. Личность (5-е изд.). Москва: Смысл.
4. Akkermans, J., Paradniké, K., Van der Heijden, B., & De Vos, A. (2018) The Best of both worlds: The role of career adaptability and career competencies in students’ well-being and performance. Frontiers in Psychology, 9. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01678
5. González-Carrasco, M., Francés Ortega, J., De Castro Vila, R., Castañer Vivas, M., San Molina, J., & Marti Bonmati, J. (2016). The development of professional competences using the interdisciplinary project approach with university students. Journal of Technology and Science Education, 6(2), 121. https://doi.org/10.3926/jotse.196
6. Hirschi, A., & Koen, J. (2021). Contemporary career orientations and career self-management: A review and integration. Journal of Vocational Behavior, 126(1), 103505. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0001879120301305
7. Holley, K. (2009). The challenge of an interdisciplinary currículum: A cultural analysis of a doctoral-degree program in neuroscience. Higher Education, 58, 241-255. http://dx.doi.org/10.1007/s10734-008-9193-6
8. Kruch, S.E., & Teer, F.P. (2009). Interdisciplinary student teams projects: A case study. Journal of Information Systems Education, 20(3), 325-330.
9. Long, K.A. (2001). A reality-oriented approach to interdisciplinary work. Journal of Professional Nursing, 17(6), 278-282. http://dx.doi.org/10.1053/jpnu.2001.28183
10. Mann, A., Deniss, V., & Percy, K. (2020). Career Ready? How schools can better prepare young people for working life in the era of COVID-19. OECD Publishing. https://dx.doi.org/10.1787/e1503534-en
11. Mordhorst, L., & Jenert, T. (2023). Curricular integration of academic and vocational education: a theory-based empirical typology of dual study programmes in Germany. Higher Education, 85, 1257–1279. https://doi.org/10.1007/s10734-022-00889-7
12. Mordhorst, L., & Gössling, B. (2020). Dual study programmes as a design challenge: Identifying areas for improvement as a starting point for interventions. EDeR. Educational Design Research, 4(1). https://doi.org/10.15460/eder.4.1.1482
13. Rapkin, B. D., & Luke, D. A. (1993). Cluster analysis in community research: Epistemology and practice. American Journal of Community Psychology, 21(2), 247–277. https://doi.org/10.1007/BF00941623
14. Xi, Z. (2024). Career Planning, Guidance and Innovation Among Chinese College Students. 12(3), 39–51. https://doi.org/10.70979/mmfc4179
15. Zelloth, H. (2014). Career guidance for Vocational Education and Training (VET). Journal of the National Institute for Career Education and Counselling, 33(1), 49–55. https://doi.org/10.20856/jnicec.3308
Рецензия
Для цитирования:
Ахмеджанова Х.А., Колосова А.А. Формирование карьерных установок через интегративное обучение в колледже. Журнал Работа и Карьера. 2025;4(1):25-33.
For citation:
Akhmedzhanova Kh.A., Kolosova A.A. Shaping Career Orientations Through Integrative Learning in Vocational College. Journal of Employment and Career. 2025;4(1):25-33. (In Russ.)