Preview

Журнал Работа и Карьера

Расширенный поиск

Формирование карьерных установок через интегративное обучение в колледже

Аннотация

Введение: Современная система среднего профессионального образования сталкивается с задачей не только формирования профессиональных компетенций, но и сопровождения студентов в процессе карьерного самоопределения. Особую актуальность приобретает поиск педагогических решений, способных интегрировать учебное содержание с задачами построения профессионального будущего.

Цель исследования: Выявить потенциал интегративного обучения как средства формирования карьерных установок у студентов колледжа.
Методы: В исследовании использован смешанный дизайн, включающий наблюдение, анкетирование (n = 72), письменную рефлексию и тематический контент-анализ. Эмпирическая база построена на материалах бинарного занятия по математике и английскому языку, спроектированного с учётом профессиональных задач студентов логистического и туристского профиля.

Результаты: Анализ поведенческих индикаторов показал высокую степень профессиональной включённости: 87,5% студентов активно участвовали в обсуждении кейсов, 66,7% проявили смысловую инициативу, а 61,1% - признаки карьерной рефлексии. Тематический анализ высказываний позволил выделить четыре доминирующих смысловых категории, отражающих осмысление связи между образованием и профессиональной траекторией.
Выводы: Полученные результаты подтверждают, что интегративные занятия, ориентированные на профессиональные смыслы, способны выступать катализатором формирования карьерных установок и субъектной позиции обучающихся. Представленный подход может быть масштабирован в рамках системы СПО как средство педагогической поддержки карьерного самоопределения.

Об авторах

Халидя Абдулхаковна Ахмеджанова
Крымский колледж общественного питания и торговли
Россия

преподаватель



Анна Андреевна Колосова
Крымский колледж общественного питания и торговли


Список литературы

1. Гасанова Д. И., Валиева П. В., Демирова Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной ответственности будущего педагога // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 4. С. 10-17. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-4-10-17

2. Коновалова, М. В. (2022). Карьерные ориентиры студентов колледжей: соотношение ожиданий и образовательного поведения. Вестник практической психологии образования, 19(1), 53–61.

3. Леонтьев, А. Н. (2005). Деятельность. Сознание. Личность (5-е изд.). Москва: Смысл.

4. Akkermans, J., Paradniké, K., Van der Heijden, B., & De Vos, A. (2018) The Best of both worlds: The role of career adaptability and career competencies in students’ well-being and performance. Frontiers in Psychology, 9. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01678

5. González-Carrasco, M., Francés Ortega, J., De Castro Vila, R., Castañer Vivas, M., San Molina, J., & Marti Bonmati, J. (2016). The development of professional competences using the interdisciplinary project approach with university students. Journal of Technology and Science Education, 6(2), 121. https://doi.org/10.3926/jotse.196

6. Hirschi, A., & Koen, J. (2021). Contemporary career orientations and career self-management: A review and integration. Journal of Vocational Behavior, 126(1), 103505. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0001879120301305

7. Holley, K. (2009). The challenge of an interdisciplinary currículum: A cultural analysis of a doctoral-degree program in neuroscience. Higher Education, 58, 241-255. http://dx.doi.org/10.1007/s10734-008-9193-6

8. Kruch, S.E., & Teer, F.P. (2009). Interdisciplinary student teams projects: A case study. Journal of Information Systems Education, 20(3), 325-330.

9. Long, K.A. (2001). A reality-oriented approach to interdisciplinary work. Journal of Professional Nursing, 17(6), 278-282. http://dx.doi.org/10.1053/jpnu.2001.28183

10. Mann, A., Deniss, V., & Percy, K. (2020). Career Ready? How schools can better prepare young people for working life in the era of COVID-19. OECD Publishing. https://dx.doi.org/10.1787/e1503534-en

11. Mordhorst, L., & Jenert, T. (2023). Curricular integration of academic and vocational education: a theory-based empirical typology of dual study programmes in Germany. Higher Education, 85, 1257–1279. https://doi.org/10.1007/s10734-022-00889-7

12. Mordhorst, L., & Gössling, B. (2020). Dual study programmes as a design challenge: Identifying areas for improvement as a starting point for interventions. EDeR. Educational Design Research, 4(1). https://doi.org/10.15460/eder.4.1.1482

13. Rapkin, B. D., & Luke, D. A. (1993). Cluster analysis in community research: Epistemology and practice. American Journal of Community Psychology, 21(2), 247–277. https://doi.org/10.1007/BF00941623

14. Xi, Z. (2024). Career Planning, Guidance and Innovation Among Chinese College Students. 12(3), 39–51. https://doi.org/10.70979/mmfc4179

15. Zelloth, H. (2014). Career guidance for Vocational Education and Training (VET). Journal of the National Institute for Career Education and Counselling, 33(1), 49–55. https://doi.org/10.20856/jnicec.3308


Рецензия

Для цитирования:


Ахмеджанова Х.А., Колосова А.А. Формирование карьерных установок через интегративное обучение в колледже. Журнал Работа и Карьера. 2025;4(1):25-33.

For citation:


Akhmedzhanova Kh.A., Kolosova A.A. Shaping Career Orientations Through Integrative Learning in Vocational College. Journal of Employment and Career. 2025;4(1):25-33. (In Russ.)

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6856 (Online)