РЕДАКТОРСКАЯ СТАТЬЯ
Современная научная коммуникация ориентирована на максимальную прозрачность и требует структурированности и следования конкретным, признаваемым всем мировым сообществам процедурам. Дисклеймеры являются обязательным структурным компонентом научных статей. Многие журналы указывают на необходимость их включения в рукопись статьи уже на этапе первоначальной подачи рукописи в редакцию. В статье описаны наиболее распространенные типы дисклеймеров.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Введение. Тема онтогенетической динамики защитных механизмов и копинг-стратегий является наименее изученной областью психологии защитно-совладающего поведения. Детальный и основательный анализ данной области будет способствовать более четкому пониманию способов преодоления стресса и механизмов их формирования в различные возрастные периоды. Понимание возрастных особенностей защитно-совладающего поведения приведет к появлению более эффективных способов психологического консультирования, психотерапии и психокоррекции различных возрастных групп. Подобная индивидуализация терапии станет причиной повышения уровня благополучия как отдельной личности, так и различных социальных групп и общества в целом.
Цель исследования: В данной работе проводится теоретический анализ исследований, посвященных онтогенетическим изменениям совладающего поведения, анализируются защитные психологические механизмы и стратегии преодоления стресса, присущие различным возрастам с целью выявить закономерности возрастной динамики защитно-совладающего поведения и определить его особенности, присущие различным возрастным группам.
Материалы и методы. Исследование осуществлялось посредством теоретико-методологического анализа литературы, посвященной защитно-совладеющему поведению в рамках его возрастных изменений. Были применены методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Материалом для исследования послужили монографии и публикации отечественных и зарубежных авторов, описывающие поперечные и продольные исследования онтогенетической динамики защитно-совладающего поведения. Укажите КАК проводился анализ: какие методы и инструменты использовали авторы, какие исследования анализировали и почему?
Результаты. Отмечены особенности защитно-совладающей сферы личности в различные возрастные периоды. Проанализированы и обобщены сходство и противоречия продольных и поперечных исследований данной сферы. Была предпринята попытка объяснить онтогенетические особенности защитно-совладающего поведения с позиции возрастной психологии. Полученные результаты могут послужить основой для разработки и проведения экспериментальных исследований и приложения их данных в сфере образования, здравоохранения и других областях социальной жизни.
Выводы. Авторы выявили общие закономерности предоставляющие базу для дальнейшего экспериментального изучения заявленной проблемы.
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена повышением роли персонала в организации, что, в свою очередь, влечет за собой повышение требований к отбору кадров, необходимость совершенствования механизма отбора персонала. Каждая организация при отборе персонала стремится определить, действительно ли человек, претендующий на вакантную должность (будущий субъект труда), соответствует объективным требованиям, выдвигаемым профессиональной деятельностью. Удачно проведенный отбор персонала позволит избежать в дальнейшем увольнений, которые неизбежно последуют в случае неудачного отбора. Напротив, удачный отбор персонала способствует сокращению финансовых и организационных издержек предприятия (фирмы). Решить данные вопросы позволяет разработка и использование профессиограмм и психограмм, способствующие объективному оцениванию профессионального уровня потенциального сотрудника, выявлению его личностных характеристик, тем самым прогнозируя будущий успех или неудачу кандидата в выполнении должностных обязанностей.
Цель данного исследования – раскрытие и обоснование специфики и важной роли профессиограммы и психограммы, выступающих в качестве эффективных инструментов отбора персонала. В качестве задач исследования определены: раскрытие сущности и специфики профессиограмм и психограмм; выявление основных видов профессиограмм и психограмм; определение структуры профессиограмм и психограмм; определение их роли в решении проблем отбора персонала.
Материалы и методы. Методологическую основу статьи составили исследования, проведенные в области профессиографии – технологии, направленной на изучение требований, которые предъявляет профессия к комплексу личностных качеств, психологических способностей, психолого-физических возможностей кандидата на определенную должность.
Результаты. В статье приведены различные точки зрения на понятия «профессиограмма» и «психограмма», которые не имеют однозначного подхода. Предложена авторская трактовка рассматриваемых понятий.
Выводы. Результаты проведенного исследования (теоретическое обоснование специфики профессиограммы и психограммы как инструмента и средства отбора персонала, авторское определение понятий «профессиограмма» и «психограмма», их анализ и классификация, выявление оптимальной структуры профессиограммы и психограммы в контексте их использования для отбора персонала) могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения рассматриваемых проблем, при разработке специалистами профессиограмм и психограмм в организации, а также применяться практическими психологами и социологами.
Введение. В контексте экспорта образования особую значимость приобретает выстраивание эффективной системы психологической адаптации студентов-иностранцев. В силу этнокультурной маркированности студенты-иностранцы ощущают себя стигматизированными меньшинствами в принимающем обществе. Негативные образы и стереотипы, соотносимые с группами меньшинств, провоцируют стабильно низкую самооценку у стигматизируемых. Поскольку самооценка выступает в качестве ключевого параметра профессиональной я-концепции, социальная стигмата и опыт переживания угрозы социальной идентичности способны активировать стигматизацию первичной профессионализации, кардинально снизив эффективность получаемого профессионального образования в университете.
Цель исследования ‒ осветить феномен первичной профессионализации, выявить характер взаимосвязи между социальной стигмой студентов-иностранцев и их самооценкой и описать уровни первичной профессионализации.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 124 студента-иностранца, которым необходимо было ответить на вопросы краткой версии шкалы стигматизации и заполнить шкалу самооценки Розенберга, чтобы отследить наличие взаимозависимости между социальной стигмой и самооценкой. C целью выявления базовых барьеров первичной профессионализации и восприятия участниками своего стигматизированного статуса последним было предложено ответить на вопросы полуструктурированного интервью. Полученные результаты были валидированы техникой «критический инцидент». Оба этапа реализованы в формате работы в фокус-группах.
Результаты и их применение. Установлена взаимосвязь между степенью выраженности социальной стигмы и самооценкой студентов-иностранцев. Категоризация полученных данных позволила авторам обосновать феномен стигматизации первичной профессионализации, систематизировать ее обуславливающие факторы и описать ее уровни. Обсуждение и заключение. Несмотря на то, что социальная стигма уже не одно десятилетие привлекает активное внимание мировой науки, нам не удалось обнаружить целенаправленные исследования, посвященные первичной профессионализации в формате экспорта образования. Изучение факторов, влекущих формирование стигмы первичной профессионализации, понимание ее уровней позволят выстроить систему ее профилактики, оптимизировать систему адаптации студентов-иностранцев к реалиям образовательной системы принимающего вуза. Материалы статьи будут полезны администрации вузов для организации эффективной системы адаптации студентов-мигрантов, преподавателям, ведущим занятия в группах, где обучаются иностранные студенты. Ключевые слова: социальная стигма, студенты-иностранцы, угроза социальной идентичности, дискриминация, профессиональная идентичность, первичная профессионализация, стигматизация первичной профессионализации Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Введение. Включение работодателей в образовательный процесс университета с позиции профессионального контроля и экспертизы, и одновременно партнерства в разработке и реализации компетентностной модели выпускников вузов очевидна и не требует обоснования. Однако трудности в организации такого взаимодействия, низкая мотивация работодателей к более системному участию в повышении эффективности и качества высшего образования требуют тщательного изучения и оптимизации.
Цель. Изучение готовности и определение возможных форм участия работодателя в образовательном процессе.
Материалы и методы. В статье представлены материалы трехгодичных замеров среди работодателей по направлениям подготовки высшего учебного заведения (N=480 (2020), 425 (2021), 359 (2022), проведенных на примере регионального вуза Белгородской области. Ошибка выборки по отношению к возможному сообществу работодателей не превышает 5%96% при доверительной вероятности 95%. В качестве квотного признака выступают направления подготовки.
Результаты. В качестве показателей в исследовательской модели оцениваются: удовлетворенность результатами теоретической и практической подготовки выпускников, оценка общепрофессиональных качеств и компетенций выпускников (формирование рейтинга важности таких компетенций), готовность и форматы возможного взаимодействие с вузом, а также удовлетворенность работодателей таким взаимодействием.
Выводы. Проведенное исследование показало проблемные моменты, связанные прежде всего с готовностью работодателей включаться в современные формы взаимодействие с университетом, более полно погружаться в образовательный процесс и становится полноправным партнером трехстороннего сотрудничества. Обозначен риск возникновения имитационных форм такого сотрудничества со стороны вузов, для закрытия важных формальных показателей и создания иллюзии взаимодействия при нарастающей дистанции реализуемой компетентностной моделью выпускника и требованиями рынка.
ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ
Введение. Феномен создания и продвижения на маркетплейсах online-only brands только заявляет о себе в мировой электронной торговле, представляя собой одну из важнейших составляющих цифровой трансформации глобальной экономики.
Цель. Изучить синергетический механизм совместной эволюции маркетплейсов и online-only brands в контексте создания и развития отдельного типа online-only brands – marketplace-based online-only brands.
Материалы и методы. В ходе выполнения данной исследовательской работы были задействованы различные методы: логический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, сравнительный (компаративный) метод. Выбор материалов для данного исследования был осуществлен на основе контент-анализа следующих источников: научных статей, размещённых в единой библиографической и реферативной базе данных рецензируемой научной литературы Scopus, тематических публикаций, аналитических отчетов, электронных ресурсов. Дополнительно анализировались кейсы предпринимателей и компаний, осуществляющих свою деятельность на маркетплейсах с использованием Online-only brands.
Результаты. На основе анализа данных из источников была выявлена необходимость введения термина «marketplace-based online-only brands» в качестве отдельного типа online-only brands, изучено функционирование синергетического механизма совместной эволюции маркетплейсов и online-only brands, а также доказано, что их развитие возможно только в формате совместной эволюции.
Выводы. Полученные результаты позволяют очертить дальнейшие направления исследований по теме и расширяют понимание практикующими менеджерами архитектуры механизмов совместной эволюции маркетплейсов и online-only brands.