Организации эффективного образовательного процесса: позиция работодателя vs архитектура образования
https://doi.org/10.56414/jeac.2023.33
Аннотация
Введение. Включение работодателей в образовательный процесс университета с позиции профессионального контроля и экспертизы, и одновременно партнерства в разработке и реализации компетентностной модели выпускников вузов очевидна и не требует обоснования. Однако трудности в организации такого взаимодействия, низкая мотивация работодателей к более системному участию в повышении эффективности и качества высшего образования требуют тщательного изучения и оптимизации.
Цель. Изучение готовности и определение возможных форм участия работодателя в образовательном процессе.
Материалы и методы. В статье представлены материалы трехгодичных замеров среди работодателей по направлениям подготовки высшего учебного заведения (N=480 (2020), 425 (2021), 359 (2022), проведенных на примере регионального вуза Белгородской области. Ошибка выборки по отношению к возможному сообществу работодателей не превышает 5%96% при доверительной вероятности 95%. В качестве квотного признака выступают направления подготовки.
Результаты. В качестве показателей в исследовательской модели оцениваются: удовлетворенность результатами теоретической и практической подготовки выпускников, оценка общепрофессиональных качеств и компетенций выпускников (формирование рейтинга важности таких компетенций), готовность и форматы возможного взаимодействие с вузом, а также удовлетворенность работодателей таким взаимодействием.
Выводы. Проведенное исследование показало проблемные моменты, связанные прежде всего с готовностью работодателей включаться в современные формы взаимодействие с университетом, более полно погружаться в образовательный процесс и становится полноправным партнером трехстороннего сотрудничества. Обозначен риск возникновения имитационных форм такого сотрудничества со стороны вузов, для закрытия важных формальных показателей и создания иллюзии взаимодействия при нарастающей дистанции реализуемой компетентностной моделью выпускника и требованиями рынка.
Об авторе
Инна Сергеевна ШаповаловаРоссия
Список литературы
1. Абдирайымова, Г. С., Веревкин, А. В., Лифанова, Т. Ю. (2020). Выпускники казахстанских вузов глазами работодателей. Siberian Socium, 4(4), 8-21. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2020-4-4-8-21
2. Байгулова, Н. А. (2022). К вопросу о профессиональных компетенциях выпускников педагогических вузов (по результатам изучения мнения работодателей). Наукосфера, 8(2), 11-15. https://doi.org/10.5281/zenodo.6854906
3. Борозинец, Н. М., Прилепко, Ю. В., Сербина, Л. Ф. (2023). Взаимодействие вузов с работодателями по проблемам трудоустройства выпускников с инвалидностью. Экономические и гуманитарные исследования регионов, (1), 25-33.
4. Гецкина, И. Б. (2022). Интеграция вуза и работодателей как эффективное решение проблемы готовности выпускников- лингвистов к трудоустройству. Современный ученый, (1), 237-242.
5. Горшкова, О. О. (2023). Формирование компетенций выпускника инженерного вуза в партнерстве с работодателями. Современные наукоемкие технологии, (2), 129-134.
6. Гринкруг, Л. С., Василенко, В. С. (2011). Обновление образовательной системы вуза: модель взаимодействия с внешней средой. Университетское управление: практика и анализ, (3), 29-36.
7. Гуляева, Т. И., Калиничева, Е. Ю., Гришаева, О. Ю. (2020). Удовлетворенность выпускников и работодателей как показатель качества образования в аграрном вузе. Вестник аграрной науки, (6), 92-99. https://doi.org/10.17238/issn2587-666X.2020.6.92
8. Давыдова, Г. И., Деткин, А. Н. (2021). Взаимодействие образовательной организации с работодателем как способ интенсификации применения выпускником сформированных профессиональных компетенций. Гуманитарные науки, (4), 91-101.
9. Кузьмина, С. В. (2022). Анализ требований работодателей к уровню подготовки выпускников ДАЛЬРЫБВТУЗА. Научный альманах, (7-2), 65-69. https://doi.org/10.21510/18173292_2022_95_124_134
10. Кузьмина, С. В. (2023). Анализ противоречий между профессиональными ожиданиями выпускников ДАЛЬРЫБВТУЗА и реальными требованиями работодателей к их профессиональной подготовке. Рыбное хозяйство, (1), 18-21. https://doi.org/10.37663/0131-6184-2023-1-18-21
11. Олейникова, Т. А. (2020). Ожидания работодателей в отношении профессиональных навыков выпускников на современном рынке труда. Региональный вестник, (3), 58-59.
12. Портных, А. В., Птицына, Д. Д., Сокур, А. В., Хайдукова, Е. С. (2022). Анализ соответствия компетенций выпускников вуза требованиям работодателей. Антропологическая дидактика и воспитание, 5(6), 57-66.
13. Султанова, В. Р., Мунавирова, Л. Р. (2021). Мониторинг удовлетворённости работодателей качеством подготовки выпускников спортивного вуза. Право и образование, (3), 84-92.
14. Титов, В. Т., Ендовицкий, Д. А. (2007). Анализ участия бизнес-сообщества в деятельности государственных вузов. Экономический анализ: теория и практика, (17).
15. Тюриков, А. Г., Власова, А. В. (2021). Профессиональная субъектность и доверие работодателей к выпускникам вузов как элемент экономической культуры. Logos et Praxis, 20(4), 45-54. https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2021.4.6
16. Фурсова, В. В., Сыздыкова, М. Б. (2020). Удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников. Sociologie Člověka, (1-2), 35-40.
17. Халяпина, Л. В. (2021). Оценка работодателями качества образования выпускников вузов с инвалидностью. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, (5), 206-212.
Рецензия
Для цитирования:
Шаповалова И.С. Организации эффективного образовательного процесса: позиция работодателя vs архитектура образования. Журнал Работа и Карьера. 2023;2(1). https://doi.org/10.56414/jeac.2023.33
For citation:
Shapovalova I.S. Organizing an Effective Educational Process: Employer's Perspective vs. Education Architecture. Journal of Employment and Career. 2023;2(1). (In Russ.) https://doi.org/10.56414/jeac.2023.33