Preview

Журнал Работа и Карьера

Расширенный поиск

Организации эффективного образовательного процесса: позиция работодателя vs архитектура образования

https://doi.org/10.56414/jeac.2023.33

Аннотация

Введение. Включение работодателей в образовательный процесс университета с позиции профессионального контроля и экспертизы, и одновременно партнерства в разработке и реализации компетентностной модели выпускников вузов очевидна и не требует обоснования. Однако трудности в организации такого взаимодействия, низкая мотивация работодателей к более системному участию в повышении эффективности и качества высшего образования требуют тщательного изучения и оптимизации.

Цель. Изучение готовности и определение возможных форм участия работодателя в образовательном процессе.

Материалы и методы. В статье представлены материалы трехгодичных замеров среди работодателей по направлениям подготовки высшего учебного заведения (N=480 (2020), 425 (2021), 359 (2022), проведенных на примере регионального вуза Белгородской области. Ошибка выборки по отношению к возможному сообществу работодателей не превышает 5%96% при доверительной вероятности 95%. В качестве квотного признака выступают направления подготовки.

Результаты. В качестве показателей в исследовательской модели оцениваются: удовлетворенность результатами теоретической и практической подготовки выпускников, оценка общепрофессиональных качеств и компетенций выпускников (формирование рейтинга важности таких компетенций), готовность и форматы возможного взаимодействие с вузом, а также удовлетворенность работодателей таким взаимодействием.

Выводы. Проведенное исследование показало проблемные моменты, связанные прежде всего с готовностью работодателей включаться в современные формы взаимодействие с университетом, более полно погружаться в образовательный процесс и становится полноправным партнером трехстороннего сотрудничества. Обозначен риск возникновения имитационных форм такого сотрудничества со стороны вузов, для закрытия важных формальных показателей и создания иллюзии взаимодействия при нарастающей дистанции реализуемой компетентностной моделью выпускника и требованиями рынка.

Об авторе

Инна Сергеевна Шаповалова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия


Список литературы

1. Абдирайымова, Г. С., Веревкин, А. В., Лифанова, Т. Ю. (2020). Выпускники казахстанских вузов глазами работодателей. Siberian Socium, 4(4), 8-21. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2020-4-4-8-21

2. Байгулова, Н. А. (2022). К вопросу о профессиональных компетенциях выпускников педагогических вузов (по результатам изучения мнения работодателей). Наукосфера, 8(2), 11-15. https://doi.org/10.5281/zenodo.6854906

3. Борозинец, Н. М., Прилепко, Ю. В., Сербина, Л. Ф. (2023). Взаимодействие вузов с работодателями по проблемам трудоустройства выпускников с инвалидностью. Экономические и гуманитарные исследования регионов, (1), 25-33.

4. Гецкина, И. Б. (2022). Интеграция вуза и работодателей как эффективное решение проблемы готовности выпускников- лингвистов к трудоустройству. Современный ученый, (1), 237-242.

5. Горшкова, О. О. (2023). Формирование компетенций выпускника инженерного вуза в партнерстве с работодателями. Современные наукоемкие технологии, (2), 129-134.

6. Гринкруг, Л. С., Василенко, В. С. (2011). Обновление образовательной системы вуза: модель взаимодействия с внешней средой. Университетское управление: практика и анализ, (3), 29-36.

7. Гуляева, Т. И., Калиничева, Е. Ю., Гришаева, О. Ю. (2020). Удовлетворенность выпускников и работодателей как показатель качества образования в аграрном вузе. Вестник аграрной науки, (6), 92-99. https://doi.org/10.17238/issn2587-666X.2020.6.92

8. Давыдова, Г. И., Деткин, А. Н. (2021). Взаимодействие образовательной организации с работодателем как способ интенсификации применения выпускником сформированных профессиональных компетенций. Гуманитарные науки, (4), 91-101.

9. Кузьмина, С. В. (2022). Анализ требований работодателей к уровню подготовки выпускников ДАЛЬРЫБВТУЗА. Научный альманах, (7-2), 65-69. https://doi.org/10.21510/18173292_2022_95_124_134

10. Кузьмина, С. В. (2023). Анализ противоречий между профессиональными ожиданиями выпускников ДАЛЬРЫБВТУЗА и реальными требованиями работодателей к их профессиональной подготовке. Рыбное хозяйство, (1), 18-21. https://doi.org/10.37663/0131-6184-2023-1-18-21

11. Олейникова, Т. А. (2020). Ожидания работодателей в отношении профессиональных навыков выпускников на современном рынке труда. Региональный вестник, (3), 58-59.

12. Портных, А. В., Птицына, Д. Д., Сокур, А. В., Хайдукова, Е. С. (2022). Анализ соответствия компетенций выпускников вуза требованиям работодателей. Антропологическая дидактика и воспитание, 5(6), 57-66.

13. Султанова, В. Р., Мунавирова, Л. Р. (2021). Мониторинг удовлетворённости работодателей качеством подготовки выпускников спортивного вуза. Право и образование, (3), 84-92.

14. Титов, В. Т., Ендовицкий, Д. А. (2007). Анализ участия бизнес-сообщества в деятельности государственных вузов. Экономический анализ: теория и практика, (17).

15. Тюриков, А. Г., Власова, А. В. (2021). Профессиональная субъектность и доверие работодателей к выпускникам вузов как элемент экономической культуры. Logos et Praxis, 20(4), 45-54. https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2021.4.6

16. Фурсова, В. В., Сыздыкова, М. Б. (2020). Удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников. Sociologie Člověka, (1-2), 35-40.

17. Халяпина, Л. В. (2021). Оценка работодателями качества образования выпускников вузов с инвалидностью. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, (5), 206-212.


Рецензия

Для цитирования:


Шаповалова И.С. Организации эффективного образовательного процесса: позиция работодателя vs архитектура образования. Журнал Работа и Карьера. 2023;2(1). https://doi.org/10.56414/jeac.2023.33

For citation:


Shapovalova I.S. Organizing an Effective Educational Process: Employer's Perspective vs. Education Architecture. Journal of Employment and Career. 2023;2(1). (In Russ.) https://doi.org/10.56414/jeac.2023.33

Просмотров: 109


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6856 (Online)