РЕДАКТОРСКАЯ СТАТЬЯ
Введение. Автор(ы) с целью повышения эффективности коммуникации с редакцией журнала при подаче рукописи в его редакцию, должны быть знакомы с механизмами ее оптимизации. Правильное использование последних способствует ускорению редакционно-издательского цикла рукописи.
Сопроводительное письмо в структуре коммуникации автора с редакцией. Корректно структурированный предпубликационный запрос способен продемонстрировать уровень экспертности автора в теме и уровень развития его академической культуры. Данная редакторская статья освещает структуру и стратегии построения сопроводительного письма.
Выводы. Использование авторами предложенной структуры сопроводительного письма позволит выстроить добиться максимальной эффективности сопроводительного письма.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Введение. В статье обозначена проблема, связанная с необходимостью получения оценки образовательной среды и организации образовательного процесса с позиции использования полученных результатов образования в трудовой деятельности и отсутствием такого акцента в исследовательской практике. Подчеркнуто, что ракурс существующих оценок образовательной среды со стороны обучающихся в вузах студентов не дает объективной информации о практикоориентированности и востребованности результатов образования вне этой среды. В связи с обозначенной проблемой предложено рассмотреть возможность использования результатов подобных мониторингов среди выпускников вузов как основы для принятия управленческих решений по изменению образовательной среды современного университета.
Цель. Цель исследования - методический поиск показателей вузовской среды и оценка их выпускниками университета, для определения проблемных сторон организации образовательного процесса с позиции обеспечения трудовой конкурентоспособности и профессиональной успешности студентов.
Материалы и методы. В статье представлены материалы трехгодичных замеров среди выпускников высшего учебного заведения (N = 480 (2019), 530 (2020), 610 (2021), проведенных на примере регионального вуза. Ошибка выборки по отношению к возможному сообществу выпускников за период существования университета составила 3,96% при доверительной вероятности 95 %. В качестве квотного признака выступают направления подготовки выпускников.
Результаты. В качестве показателей в исследовательской модели предложены к оценке удовлетворенность результатами профессиональной подготовки среди выпускников, оценка влияния университета на профессиональные качества и компетенции выпускников, оценка показателей образовательной среды, удовлетворенность выпускников процессом и результатом трудоустройства, практикоориентированность и актуальность подготовки, приверженность выпускников вузу. Проведенное исследование и ретрооценка выпускников образовательного процесса и его результатов показали проблемные моменты, связанные прежде всего с организацией системы поддержки студентов в трудоустройстве, а также обеспечения необходимого уровня практических навыков и цифровой грамотности. Разница между оценками выпускников и обучающихся студентов установила разрыв между восприятиями полезности и уровня образовательного результата, актуализировав необходимость особого внимания к мнению выпускников в совершенствовании и преобразовании вузовской среды.
Введение. Вопросы международной карьеры, несмотря на чрезвычайную актуальность, находятся практически вне поля зрения вузов. Между тем, интерес к международному трудоустройству среди студентов и выпускников растет, формируя запрос на устранение пробела в знаниях по темам международного трудоустройства. Центр карьеры МГИМО создал онлайн-курса «Основы международного трудоустройства», позволивший слушателям получить ответы на основные вопросы по формированию международного карьерного трека.
Цель. Проанализировать процесс создания онлайн-курса «Основы международного трудоустройства», динамику его прохождения, обратную связь от слушателей с целью выстраивания механизмов оптимизации трудоустройства выпускников за рубежом.
Материалы и методы. Методология исследования включала в себя сбор запросов со стороны студентов, пошаговое описание этапов подготовки и реализации онлайн-курса, а также подробный анализ результатов опросника. В основе дизайна исследования лежит кейс-стади.
Результаты. Анализ кейса зафиксировал удовлетворенность слушателями курса его содержанием и техническим решением, а также соответствие ожиданий полученным знаниям. Автором сделаны выводы о возможном тиражировании механики подготовки курса, включающем написание программы, поиск спикеров, информирование слушателей.
Выводы. Полученные результаты могут применяться для решения задач по профессиональному ориентированию студентов вузов через онлайн-курсы, а также для дальнейшего развития тем международной карьеры молодых специалистов в контексте как образовательного процесса, так и бизнес-задач.
Цель. В статье представлен теоретический анализ актуальной для медицины и психологии проблемы коммуникативной компетентности врача в контексте комплаенса.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты 1-6 курсов, обучающиеся по специальностям «Стоматология», «Педиатрия», «Лечебное дело» и «Медико-профилактическое дело» в возрасте от 16 до 29 лет, в числе которых 88 юношей и 625 девушек. Опираясь на методики «Исследование самоотношения», «Диагностика коммуникативной установки», Тест «Профессиональная коммуникативная компетентность врача», «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении», «Диагностика уровня эмпатических способностей», «Диагностика коммуникативной толерантности», авторы проанализировали характеристики коммуникативных установок будущих врачей. Полученные данные подверглись валидации при помощи математических методов обработки данных.
Результаты. Проведен обзор современных тенденций о целесообразности перехода от патерналистской модели отношений в системе «врач-пациент» к модели сотрудничества. В этой связи рассматривается вопрос о необходимости развития коммуникативной компетентности врача с целью формирования высокого уровня его комплаентного поведения. Предлагается разработка и реализация в медицинских вузах тематических учебно-методических комплексов, направленных на становление коммуникативных качеств личности студентов.
Выводы. Период первично профессионализации будущих специалистов-медиков должен сопровождаться формированием их коммуникативной компетентности. Что требует внедрения в образовательный процесс программы по развитию навыков эффективной профессиональной коммуникации, способной повысить их профессиональные достижения
ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ
Введение. Не существует ни стандартизированного определения определения термина «карьерная стратегия», ни стандартизированной типологии этих стратегий, имеющей международное признание исследователей.
Цель. Обобщить литературу по проблематике карьерных стратегий, проанализировать тенденции в исследованиях карьерных стратегий и ответить на исследовательский вопрос: Существует ли универсальный набор правил, помогающих построить успешную карьерную стратегию?
Материалы и методы. В базе данных Scopus было отобрано по ключевым словам 1844 статьи, 25 из которых соответствовали критериям включения в этот обзор. Этот предварительный обзор основан на протоколе PRISMA.
Результаты. Тематический синтез литературы выявил наиболее популярные карьерные стратегии: наставничество, поддержание баланса между семьей и работой, нетворкинг. Анализ показывает, что не существует одинаково полезной и применимой карьерной стратегии для всех. Каждая из рассмотренных в данном обзоре стратегий предлагает определенные действия, облегчающие построение карьеры по определенным специальностям для определенных социальных групп. По этой причине представляется необходимым постоянно следить за новыми исследованиями в этой области, чтобы быть в курсе современных подходов к изучению карьерных стратегий.
Заключение. Результаты исследования могут быть полезны для формулирования индивидуальных планов карьерных стратегий.В
Введение. Профориентация школьников нуждается в постоянной оптимизации, поскольку она, во многом, определяет успешность первичной профессионализации студентов и, соответственно, успешность будущих карьерных треков состоявшихся профессионалов.
Цель данного обзора предметного поля - анализ степени изученности системы профориентации, сложившейся к 2023 году в России и за рубежом, анализ методов профориентации, их преимущества и недостатков.
Материалы и методы. В рамках обзора предметного поля были отобраны 47 источника, опубликованные в 2010-2023 года и посвященные системе профориентации в СССР, России, зарубежных странах. Все источники представляют собой оригинальные и обзорные статьи, посвященные профессиональному ориентированию в России и других зарубежных странах. Статьи были извлечены из библиотечных систем Elibrary и Киберленинка.
Результаты. Проведен поиск исследований, опубликованных в период с 2010 по 2023 гг. Основная доля статей представлена публикациями типа «case study», теоретическими и обзорными публикациями. В отличие от зарубежных стран, где вопросами профориентации начинают заниматься с начальной школы, в России данной направление носит прикладной характер, в работе отсутствует системность. Профориентация реализуется в основном в школе (профильные классы), в центрах профориентации, где проводятся комплексные мероприятия, направленные на помощь в профессиональном самоопределении. Профориентация реализуется и в лагерях труда и отдыха.
Выводы. Данный обзор зафиксировал различные подходы в системе профориентационной работы как на национальном. Так и на международном уровнях. Полученные результаты указывают на необходимость комплексного научного подхода к разработке мер, способствующих профессиональному самоопределению школьников. Необходимо также учесть недостатки в системе профориентации для успешного самоопределения выпускников школ.