Preview

Журнал Работа и Карьера

Расширенный поиск
Том 1, № 1 (2022)
Скачать выпуск PDF

РЕДАКТОРСКАЯ СТАТЬЯ

4-9 513
Аннотация

Введение. Современный рынок труда требует от специалистов не только глубинного владения профессиональными навыками, но и готовности развивать метапрофессиональные гибкие навыки в контексте выстраивания своих карьерных стратегий. Более того, речь идет о потенциальной возможности смены профессионального поля деятельности. Очевидно, что указанный ландшафт во многом определяет необходимость непрерывного саморазвития, отслеживания тенденций на рынке труда, следования трендам глобального обмена информацией.

Цель. Журнал Работа и карьера создает платформу для коммуникации и обмена информацией относительно заявленной проблематики с тем, чтобы транслировать наиболее актуальную научно валидированную информацию, развивать научное знание в указанной предметной области.

Материалы и методы. Редактор журнала, опираясь на ключевые слова, провел поиск в международной базе данных Скопус и Google Scholar с тем, чтобы аккумулировать наиболее релевантные источники, отражающие современное состояние проблемы. Анализ указанных источников позволил представить основные подходы к выстраиванию карьерных стратегий, нашедшие отражения в предыдущих исследованиях. Опираясь на полученные данные, автор статьи визуализировал основные тренды.

Результаты и их применение. Полученные результаты свидетельствуют о кардинальной трансформации рынка труда, неизменно обуславливающей и смену карьерных стратегий. Отсюда возрастает роль первичной профессионализации, поскольку выбор карьеры должен определяться не доступностью образовательного института, а внутренней мотивацией к деятельности.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

10-21 230
Аннотация

Введение. Несмотря на то, что феномен психологического контракта изучается в зарубежной науке свыше полувека, в отечественной психологической, экономической и социологической научной мысли он не получил должного рассмотрения, что позволяет актуализировать тему и инициировать ее прочтение в новых социально-экономических условиях. Под психологическим контрактом мы понимаем неформальные трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в организации, в процессе которых возникают и поддерживаются взаимные ожидания сторон, которые редко артикулируются, осознаются, носят завуалированный или общий характер, нарушение которых приводит к дестабилизации трудового процесса (трудовым спорам, конфликтам, текучести кадров). 

Цель. Проанализировать феномен психологического контракта с позиции социологической науки и пути его реализации в системе отечественного высшего образования. 

Материалы и методы. Основными методами сбора данных выступили теоретический анализ типовых договоров, заключаемых между преподавателем и вузом, и метод полустандартизированного интервью, позволяющий получить фактологические данные от профессорско-преподавательского состава (ППС) трех московских вузов относительно реализации психологического контракта и наиболее типичных сферах его нарушения. 

Результаты. В ходе исследования были выявлены следующие закономерности: значительное превышение нагрузки, фактически выполняемой преподавателем, которая не отражается в его индивидуальном рейтинге, критериях KPI (эффективном контракте) и, соответственно, не монетизируется; частота поведения конкурса на замещение должности ППС как латентное воздействие на работника со стороны работодателя в условиях конкуренции на рынке труда; изменение требований к образованию и компетенциям работника; непоследовательный и противоречивый стиль управления, порождающий чувство неуверенности, обманутых ожиданий, разочарования в профессии, что приводит к снижению эффективности труда, проблемам со здоровьем, профессиональному выгоранию. 

Применение результатов. Результаты и выводы исследования могут быть использованы для создания внутренних нормативных документов вуза, более детально регламентирующих права и обязанности профессорско-преподавательского состава, что позволит повысить качество менеджмента организации; для нормирования деятельности преподавателя в соответствии с уровнем его образования, полученной ученой степенью и званием и разработки четких критериев KPI; создания условия для предотвращения текучести кадров, повышение трудовой мотивации сотрудников, сохранения физического и психологического здоровья.

22-29 274
Аннотация

Введение: Согласно целям устойчивого развития обеспечение социальной инклюзии выступает одним из важных приоритетов мирового сообщества. Однако на практике еще сильны барьеры инклюзивного образования, что актуализирует поиск и определение способов их преодоления.

Цель: Проанализировать нормативные и организационные основы трудоустройства выпускников специализированных учреждений в Казахстане и показать роль фактора социальной активности обучающихся.

Материалы и методы: Исследование реализовывалось в два этапа. На первом этапе авторы, проанализировав нормативных источников, авторы прокомментировали нормативные основы инклюзивного образования, профориентационной работы в специальных образовательных организациях и трудоустройства инвалидов и лиц с ООП. Особый акцент был реализован на идентификации основных барьеров трудоустройства. На втором этапе исследования, авторы отследи выявленные тенденции на примере опыта профориентационной работы и трудоустройства лиц с ООП обучающихся специальной образовательной организации. Предложенные авторами подходы к обеспечению эффективности профориентационной деятельности и дальнейшего трудоустройства лиц с ООП с учетом объективных и субъективных факторов могут быть использованы в деятельности подобных организаций.

Результаты: На основе анализа и обобщения данных научных исследований, нормативных документов и статистики выявлено, что учащиеся проявляют низкий уровень активности, направленный на профессиональный выбор, разработку и реализацию профессиональных планов, при этом главным подходом должна стать не опека государства, а посильная трудовая деятельность инвалида. Их преодоление требует усилия государства, общества и зависит от готовности и активности включения в их решение граждан, родителей. Однако не менее важным фактором является социальная активность самих выпускников специальных учреждений, а ее развитие должно целенаправленно обеспечиваться в процессе обучения.

 

30-42 282
Аннотация

Введение. Прикладной бакалавриат предполагает подготовку практико-ориентированных выпускников, и основная цель обучения в таком случае – приобрете6ние максимально практических знаний, умений и навыков, позволяющих максимально быстро после окончания университета включаться в производственные процессы. Кроме системы производственных практик важным инструментом, позволяющим выпускникам отработать свои навыки и умения, является реализация коммуникативного проекта на выпускном курсе, который ложится в основу ВКР студента.

Цель. Данное исследование анализирует траектории реализации коммуникационного проекта с целью выстраивания оптимальной архитектуры подобного рода проектов в контексте образовательной деятельности будущих специалистов.

Материалы и методы. Проект представляет собой многоуровневую практическую деятельность по налаживанию партнерских отношений фонда «Диалог сердец» со СМИ и коммерческим сектором. Основными методами исследования являются анализ и системный подход. Использовались методы классификации и сравнения. В основу реализации коммуникационного проекта была положена четырехэтапная маркетинговая модель. Целеполагание проекта осуществлялось по пятиступенчатой модели П. Друкера. Перед исполнителем стояла краудфандинговая задача по привлечению финансирования к одной из программ фонда. Результаты проекта отслеживались при помощи поставленных KPI (количество и качество публикаций в СМИ, медиаохват, объем привлеченного финансирования).

Результаты. Итогом проекта стала разработанная инструкция по налаживанию коммуникационного сопровождения благотворительной деятельности фонда, иллюстрирующая отработку ключевых компетенций выпускника.

Выводы. Статья может быть интересна преподавателям коммуникационных дисциплин, практикам в сфере коммуникационного сопровождения благотворительности начинающим специалистам в сфере краудфандинга, так как содержит описание ключевого механизма решения проблемы привлечения средств в благотворительный фонд. 

43-60 301
Аннотация

Введение. Количество студентов, обучающихся за границей, стремительно увеличивается. Студенты-мигранты представляют собой высоко мотивированную и успешную категорию обучающихся и вносят большой вклад в экономику принимающих стран. Вместе с тем, приехав на обучение, они сталкиваются с рядом проблем, одна из которых – трудоустройство. Исследования зафиксировали, что студенты-мигранты как в период своей аккультурации, так и по окончании обучения ощущают наличие препятствий к трудоустройству, связанных иммиграционной политикой и неопределенностью своего будущего в стране. Выстраивание карьеры в принимающей стране связано с языковым барьером, дискриминацией и необходимостью документально оформлять свой статус.

Цель. С целью создания безопасной среды, призванной помочь таким студентам приобрести навыки, необходимые для успешного прохождения собеседования, авторы исследования проанализировали возможность использования инструментов виртуальной реальности.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 171 студент-мигрант. На основе анализа потребностей респондентов, связанных с трудоустройством, была сконструирована архитектура симулятора виртуальной реальности «Навигатор по трудоустройству».

Результаты. Исследование позволило зафиксировать потребности студентов-мигрантов, препятствия, с которыми они сталкиваются при поиске работы в принимающей стране. Симулятор виртуальной реальности «Навигатор по трудоустройству» может быть использован как инструмент для оценки готовности студента-мигранта к успешному прохождению собеседования при приеме на работу.

Выводы. Выявленные потребности студентов-мигранты, а также основные барьеры, препятствующие их адаптации, способны оказать влияние на оптимизацию системы адаптации студентов-иностранцев в условиях принимающих вузов. Предложенная архитектура компьютерного симулятора «Навигатор по трудоустройству» может быть использована в качестве инструмента оценки готовности студента-мигранта к успешному прохождению собеседования при приеме на работу.

ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ

61-71 479
Аннотация

Введение: Статья посвящена исследованию понятия и сущности профессиографии – комплексного изучения профессии. Актуальность темы исследования обусловлена чрезвычайно важным значением кадрового обеспечения организаций, разработки системы оценки и отбора принимаемого на работу персонала, необходимостью совершенствования механизм отбора персонала.

Цель исследования: Цель данного исследования – теоретическое обоснование специфики и важности профессиографии как области научных знаний и средства отбора персонала. В качестве задач исследования выступают: обобщение существующих взглядов и научных точек зрения по рассматриваемой проблеме; разработка авторского определения понятия «профессиография»; выявление специфики профессиографии как сферы научных знаний в контексте решения проблем отбора персонала; анализ основных принципов профессиографии; выявление популярных и эффективных методов, используемых в профессиографии.

Материалы и методы: Методологическую основу исследования составили методологические основы психологии труда. В качестве методологической основы профессиографических исследований выступила психологическая теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым. Положения данной теории способствовали становлению системного подхода к психологическому изучению профессий.

Результаты: Дано теоретическое обоснование специфики профессиографии как области научных знаний и средства отбора персонала, авторское определение понятия профессиографии, выявлены популярные и эффективные методы, используемые в профессиографии, дан их анализ и приведена классификация.

Применение полученных результатов: Полученные результаты могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения рассматриваемых проблем, а также применяться практическими психологами и социологами в их практике.

 

71-87 440
Аннотация

Введение. Пандемия COVID-19 коренным образом изменила существующие реалии. Эти изменения напрямую связаны с опасностью заболевания и путями его распространения. Поскольку SARS-CoV-2 передается от человека к человеку воздушно-капельным путем, необходимо было ввести ограничительные меры, направленные на дистанцирование людей друг от друга, такие как обязательное ношение медицинских масок, соблюдение социальной дистанции.

Цель. Данный обзор предметного поля нацелен на анализ современной литературы о влиянии введения ограничительных мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции на психологию работающих, а также на выявление видов возникающих психологических расстройств.

Методы. Проведен поиск статей, опубликованных с 2020 по 2021 год и проиндексированных в базе данных Scopus. Всего было выявлено 1516 статей, 32 статьи были отобраны на основе заранее определенных критериев приемлемости и включены в обзор.

Результаты. Обзор показал, что наибольшее влияние на психическое здоровье испытали медицинские работники. Наиболее распространенными симптомами являются тревога, стресс и депрессия. Большинство статей, относящихся к теме данного обзора, были написаны в Китае и Италии. Согласно результатам, как во время прошлых пандемий, так и во время пандемии коронавируса COVID-19 врачи подвергались повышенному риску психологического воздействия, оказываемого во время пандемии.

Применение полученных результатов. Дальнейшие исследования в этой области должны охватывать более широкий спектр профессий, а также отследить исследуемую проблему на примере большего количества стран. Это помогло бы провести более обширный анализ воздействия пандемии COVID-19 на психическое здоровье работающего населения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6856 (Online)