Преодоление разрыва: Почему выпускники университетов не всегда работают по полученной специальности? (Обзор предметного поля)
https://doi.org/10.56414/jeac.2024.2.76
Аннотация
Введение: Глобальная проблема, заключающаяся в отказе выпускников университетов работать по выбранной специальности, вызывает серьезные опасения, охватывающие различные отрасли и страны. Эта тенденция ставит под сомнение эффективность высшего образования в части соответствия подготовки студентов требованиям рынка труда. Причины данной проблемы разнообразны и сложны, включают такие факторы, как изменения на рынке труда, индивидуальные предпочтения и восприятие актуальности приобретенных знаний и навыков.
Цель текущего обзора предметного поля — представить систематический анализ исследований по теме, выявить основные причины этой тенденции и рассмотреть ее последствия для высших учебных заведений и политики в сфере высшего образования.
Материалы и методы: Этот обзор выполнен в соответствии с рекомендованными практиками по реализации обзоров, с использованием Протокола предпочтительных элементов отчетности для систематических обзоров и мета-анализов (PRISMA-ScR) для фиксирования процесса отчетности. Был проведен тщательный поиск в ScienceDirect и ResearchGate. Отбирались исследования, опубликованные на английском языке в период с 2017 по 2023 годы, соответствующие критериям включения.
Результаты: В результате первичного запроса было выявлено 681 релевантных статей. После первичного сканирования дубликатов были удалены 265 вследствие дублирования, еще 163 статьи были исключены как нерелевантные. Вторичное сканирование сузило круг релевантных источников до 30 исследований. Из них были извлечены 22 уникальных категории, которые затем были тематически сгруппированы в пять более общих категорий: общие тенденции, благосостояние сотрудников, заработная плата, ожидания работодателей и роль системы образования. Большинство исследований выявили несоответствие навыков выпускников требованиям рынка труда, влияние личных интересов и ценностей на будущие карьерные стратегии, а также отсутствие практического опыта работы во время обучения. Однако более широкие социально-экономические факторы и роль высших учебных заведений в решении этих проблем часто оставались без должного внимания.
Заключение: Текущий обзор подчеркивает многогранный характер проблемы, связанной с неспособностью значительной части выпускников выпускников университетов работать по специальности. Для преодоления данной проблемы, необходим комплексный подход, учитывающий индивидуальные, институциональные и социально-экономические аспекты. Высшие учебные заведения должны играть более активную роль в подготовке студентов к рынку труда, не только предоставляя им актуальные знания и навыки, но и способствуя развитию адаптивных способностей и продвижению концепции обучения на протяжении всей жизни.
Об авторах
Яна Денисовна БашкированРоссия
Виктория Витальевна Мурашко
Список литературы
1. Acemoglu, D., Mühlbach, N. S., & Scott, A. J. (2022). The rise of age-friendly jobs. The Journal of the Economics of Ageing, 23, 100416. https://doi.org/10.1016/j.jeoa.2022.100416
2. Asmaa, A., & Fetamy, A. (2019). Attitudes and barriers towards pursuing a surgical specialty in medical students and interns in Kuwait: A cross-sectional study. Surgery in Practice and Science, 8, 100060. https://doi.org/10.1016/j.sipas.2022.100060
3. Bargsted, M. (2017). Impact of personal competencies and market value of type of occupation over objective employability and perceived career opportunities of young professionals. Revista de Psicología del Trabajo y de las Organizaciones, 33(2), 115-123. https://doi.org/10.1016/j.rpto.2017.02.003
4. Barr, M. (2018). Student attitudes to games-based skills development: Learning from video games in higher education. Computers in Human Behavior, 80, 283-294. https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.11.030
5. Choy, M. W., & Yeung, A. S. (2022). Cognitive and affective academic self-concepts: Which predicts vocational education students’ career choice? International Journal of Educational Research Open, 3(36), 100123. https://doi.org/0.1016/j.ijedro.2022.100123
6. Dudyrev, F., Romanova, O., & Travkin, P. (2020). Student employment and school-to-work transition: the Russian case. National Research University Higher School of Economics, 34, 123-138. https://doi.org/10.1108/et-07-2019-0158
7. Edah, A., Esther, A., Janie, B., & Irene N. (2022). The impact of final-year clinical placements on nursing students' career planning for the graduate year and beyond. Nurse Education in Practice, 76, 103944. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2024.103944
8. Enciso-Santocildes, M., Echaniz-Barrondo, A., & Gómez-Urquijo, L. (2023). Social innovation and employment in the digital age: The case of the connect employment shuttles in Spain. International Journal of Innovation Studies, 5(4), 175-189. https://doi.org/10.1016/j.ijis.2021.11.001
9. Gergely, H. (2023). Peer effects through receiving advice in job search: An experimental study. Journal of Economic Behavior & Organization, 216, 494-519. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2023.10.024
10. Grosemans, I., De Cuyper, N., Forrier, A., & Vansteenkiste, S. (2023). Graduation is not the end, it is just the beginning: Change in perceived employability in the transition associated with graduation. Journal of Vocational Behavior, 145, 103915. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2023.103915
11. Gupta, P., Datta, A., & Kothe, S. (2023). Developing employability skills in vulnerable youth: Designing logic model framework and outcome evaluation using quasi-experiment. World Development Sustainability, 2, 100045. https://doi.org/10.1016/j.wds.2023.100045
12. Islam, M. A. (2022). Industry 4.0: Skill set for employability. Social Sciences & Humanities Open, 6(1), 100280. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2022.100280
13. Jin, C., Li, B., Jansen, S. J. T., Boumeester, H. J. F. M., & Boelhouwer, P. J. (2023). What attracts young talents? Understanding the migration intention of university students to first-tier cities in China. Cities, 128(2), 103802. https://doi.org/10.1016/j.cities.2022.103802
14. Jomel, W. (2017). Human capital effects in the job search process for new labor market entrants: A double-edged sword? Journal of Vocational Behavior, 144, 103894. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2023.103894
15. Karaca-Atik, A., Meeuwisse, M., Gorgievski, M. J., & Smeets, G. (2023). Uncovering important 21st-century skills for sustainable career development of social sciences graduates: A systematic review. Educational Research Review, 39, 100528. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2023.100528
16. Khurumova, V., & Pinto, J. C. (2023). Online and computer-assisted career guidance: Are students prepared for it? Frontiers in Psychology, 14, 100678. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1117289
17. Kleine, A.-K., Schmitt, A., & Wisse, B. (2021). Students’ career exploration: A meta-analysis. Journal of Vocational Behavior, 131, 103645. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2021.103645
18. Marcionetti, J., & Zammitti, A. (2023). Perceived support and influences in adolescents’ career choices: A mixed-methods study. International Journal for Educational and Vocational Guidance, 83(2), 100214. https://doi.org/10.1007/s10775-023-09624-9
19. McGrath, S., & Yamada, S. (2023). Skills for development and vocational education and training: Current and emergent trends. International Journal of Educational Development, 102, 102853. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2023.102853
20. Navío-Marco, J., Sánchez-Figueroa, C., & Galán, A. (2023). Business internships for bachelor’s degrees at blended learning universities: A pilot study to assess the transition from hybrid studies to the workplace. International Journal of Management Education, 21(2), 100821. https://doi.org/10.1016/j.ijme.2023.100821
21. Nguyen, V. A. T., Könings, K. D., Wright, E. P., Kim, G. B., Luu, H. N., Scherpbier, A. J. J. A., & van Merriënboer, J. J. G. (2020). Why do graduates choose to work in a less attractive specialty? A cross-sectional study on the role of personal values and expectations. Human Resources for Health, 18(1), 100367. https://doi.org/10.1186/s12960-020-00474-y
22. O’Toole, J., Snuggs, E., Benati, K., & Lindsay, S. (2023). How has the experience of Covid-19 impacted graduate readiness for a protean career? A qualitative investigation of final year business students’ industry placement experience during the pandemic. The International Journal of Management Education, 21(3), 100888. https://doi.org/10.1016/j.ijme.2023.100888
23. Purohit, D., Jayswal, M., & Muduli, A. (2020). Factors influencing graduate job choice – a systematic literature review. European Journal of Training and Development, 45, 234-240. https://doi.org/10.1108/ejtd-06-2020-0101
24. Ray, T., & Alan, M. (2018). A self-regulatory model of how future work selves change during job search and the school-to-work transition. Journal of Vocational Behavior, 138, 103783. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2022.103783
25. Reisinger, G., & Gaisch, M. (2022). Conflicting logics of the postpandemic university. On the Horizon, 31(1), 47-53. https://doi.org/10.1108/OTH-07-2022-0040
26. Retkowsky, J., Nijs, S., Akkermans, J., Khapova, S., & Jansen, P. (2023). Seeking stability in unstable employment: An exploratory study of temporary agency workers’ career self-management. Journal of Vocational Behavior, 143, 103877. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2023.103877
27. Salas-Velasco, M. (2021). Mapping the (mis)match of university degrees in the graduate labor market. Journal for Labour Market Research, 55(1), 115634. https://doi.org/10.1186/s12651-021-00297-x
28. Sharapova, N., Zholdasbekova, S., Arzymbetova, S., Zaimoglu, O., & Bozshatayeva, G. (2023). Efficacy of school-based career guidance interventions: A review of recent research. Journal of Education and e-Learning Research, 10(2), 215-222. https://doi.org/10.20448/jeelr.v10i2.4554
29. Tomlinson, M. (2017). Graduate Employability: A Review of Conceptual and Empirical Themes. Higher Education Policy, 25(4), 104607. https://doi.org/10.1057/hep.2011.26
30. Walo, S. (2023). ‘Bullshit’ After All? Why People Consider Their Jobs Socially Useless. Work, Employment and Society, 37(5), 1123-1146. https://doi.org/10.1177/09500170231175771
Рецензия
Для цитирования:
Башкирован Я.Д., Мурашко В.В. Преодоление разрыва: Почему выпускники университетов не всегда работают по полученной специальности? (Обзор предметного поля). Журнал Работа и Карьера. 2024;3(2). https://doi.org/10.56414/jeac.2024.2.76
For citation:
Bashkirova Ya.D., Murashko V.V. Addressing the Disconnect: Why University Graduates Rarely Work in Their Trained Fields (A Scoping Review). Journal of Employment and Career. 2024;3(2). https://doi.org/10.56414/jeac.2024.2.76