Совершенствование системы профессиональной подготовки в вузе международного профиля: метакомпетенции студентов
https://doi.org/10.56414/jeac.2024.1.67
Аннотация
Введение: Актуальность темы исследования обоснована необходимостью пересмотра программ профессиональной подготовки студентов факультетов международной направленности, связанной с тем, что в настоящее время для выпускников наиболее конкурентной областью при трудоустройстве являются метакомпетенции (soft skills), диктуемые работодателями. Для совершенствования системы профессиональной подготовки в вузах необходимо привлечение работодателей в вопросах формирования Перечня профессионально значимых метакомпетенций.
Цель исследования заключалась в уточнении Перечня метакомпетенций студентов международного профиля с учетом мнения работодателей для их последующего использования в процессе совершенствования системы профессиональной подготовки.
Материалы и методы: При формировании перечня метакомпетенций использовался метод «снежного кома», анкетирование работодателей, а также контент-анализ объявлений о вакансиях.
Результаты: Первоначальный перечень метакомпетенций был достаточно объемным (41 позиция), конкретизация на основе опроса работодателей позволила сократить его до 12 наиболее значимых метакомпетенций: эффективное межличностное общение, в том числе с представителями иностранных культур, умение вести переговоры, эмоциональный интеллект, навыки кооперации (командность и лидерство), критическое мышление, креативность. Опрос работодателей позволил еще больше конкретизировать полученные данные и составить Перечень профессионально значимых метакомпетенций, которые приоритетно должны занять место в основе профессиональной подготовки студентов международного профиля в целях совершенствования системы профессиональной подготовки в вузе.
Выводы: Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования подготовки международников, в том числе при разработке основных образовательных программ и совершенствования Собственных стандартов. Перечень профессионально значимых метакомпетенций может быть положен в основу опросников и интервью, позволяющих получить обратную связь от выпускников с целью повышения качества образования в вузе.
Ключевые слова
Список литературы
1. Антонова, Ю. В. (2020). Формирование информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному языку [дис. канд. пед. наук]. МГИМО Университет.
2. Арно, А. О. (2020). Проектирование образовательного пространства на основе подхода развития навыков «4К». KANT, 1(34), 188-192.
3. Байков, А. А. (2016). «Золотой стандарт» подготовки международника и эффективность внешней политики. Вестник МГИМО Университета, 1(46), 70-83. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-1-46-70-83
4. Воевода, Е. В. Теория и практика профессиональной языковой подготовки специалистов-международников в России [дисс. д-ра. пед. н.]. МГИМО Университет.
5. Гешко, О. А. (2023). Наставничество в системе «студент-студент» как инструмент формирования и развития метакомпетенций обучающихся. Современные технологии обучения в условиях цифровой трансформации среднего профессионального и высшего образования: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции (с. 175-180). Омск.
6. Дроздова, Н. В., & Лобанов, А. П. (2020) Культурный и социальный интеллект студентов: дифференциально-интегративный подход. Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки, 20(3), 97-103.
7. Игнатьев, В. П. & Дарамаева, А.А. (2021). Топ-11 метакомпетенций будущего. Глобальный научный потенциал, 4(121), 151-154.
8. Колесова, Е. М. (2019) Креативно ориентированное обучение иноязычному профессиональному общению студентов-международников. Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики, (3), 82-86.
9. Комиссаров, А. Г. (2023). Методология оценки компетенций и отбор высших управленческих кадров. Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика, (1), 63-85. https://doi.org/10.38050/MSU0130-0105-6-58-1-4
10. Королева, А. В. (2022). Развитие метакомпетенций преподавателей с использованием педагогической фасилитации. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус», 21(4), 71-77. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-4-71-77
11. Криштопа, А. Н. (2023). Формирование в университете основ профессиональной метакомпетентности учителей [дис. канд. пед. наук]. Кубанский государственный университет.
12. Кузнецов, А. И. (2014). Прообразы МГИМО: из истории специального дипломатического образования в России. Вестник МГИМО, 1(34), 64-71. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-1-34-64-71
13. Ланкин, В. Г. (2004) Смена культурных поколений: событие в мире смыслов. Человек, (2), 31-38.
14. Мазаева, И. А. (2017) Профессионально значимые компетенции социального взаимодействия в системе подготовки студентов по направлению «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение». Гуманитарные науки и образование, (1), 11-16.
15. Митрофанова, Е. А., & Митрофанова, А. Е. (2021). Молодежь на рынке труда. Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России, 10(6), 72-78.
16. https://doi.org/10.12737/2305-7807-2022-10-6-72-78
17. Михайлова, С. В. (2023). Развитие надпрофессиональных компетенций студентов технических направлений университета [дис. канд. пед. наук]. Российский государственный профессионально-педагогический университет.
18. Попова, Е. А. (2015). Формирование умения критического мышления у студентов-международников. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 9(720), 100-115.
19. Раицкая, Л. К., & Тихонова, Е. В. (2018) Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 15(3), 350-363. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363
20. Румянцева, О. В. (2023). Soft skills: смысловые поля в контексте высшего образования. Ценности и смыслы, 4(86), 85-98. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-4-85-98
21. Рябенко, Н. Л. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов международного профиля средствами интерактивных технологий [дис. канд. пед. наук]. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.
22. Слезко, Ю. В. (2019) Формирование «мягких» навыков в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов-международников. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 12(9), 417-423. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.9.84
23. Соколова, Ю. В., Чалова, О. А., & Хоминская В. В. (2022) Soft-skills компетенции в инженерном образовании. Практический подход Национального исследовательского университета «МЭИ». Мир науки. Педагогика и психология, 10(2). http://doi.org/10.15862/21PDMN222
24. Соловьева, С. В. (2023). Культурный интеллект студентов международного профиля. Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки, 23(3), 270-279.
25. Сукало, А. А. (2023). Профессиограмма менеджера социально-культурной деятельности: метакомпетентностный аспект. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, 1(54), 63-68. https://doi.org/10.30725/2619-0303-2023-1-63-68
26. Федосеева, А. А. (2020) Общая характеристика и классификация основных разновидностей выборок в социологическом исследовании. Научный электронный журнал Меридиан, 8(42), 315-317.
27. Хасанова, Г. Б. (2012) Требования работодателей к выпускникам инженерных вузов. Вестник Казанского технологического университета, (20), 215-217.
28. Шишлова, Е. Э. (2021). Социокультурный подход в профессиональной подготовке специалиста международного профиля [дисс. д-ра. пед. н.]. МГИМО Университет.
29. Cheong, K.-C., Hill, C., Leong, Y.-C., & Zhang, C. (2018). Employment as a journey or a destination? Interpreting graduates’ and employers’ perceptions – A Malaysian case study. Studies in Higher Education, 43, 702-718. https://doi.org/10.1080/03075079.2016.1196351
30. Fauzan, F. (2020). Pengaruh soft skills dan locus of control terhadap kesiapan fresh graduate dalam era Industri 4.0 (Study pada prodi manajemen unihaz Bengkulu). Creative Research Management Journal, 2(1). https://doi.org/10.32663/crmj.v2i2.1105
31. Kennedy, N., & Quinton, A. (2021). Work readiness attributes: Comparative views of clinical supervisors and final year sonography students. Sonography, 8(3), 82-89. https://doi.org/10.1002/sono.12274
32. Keogh, J., Maguire, T., & Donoghue, J. O. (2015). Graduate work-readiness in the 21st century. Higher Education in Transformation Conference (pp. 385-395). Technological University Dublin.
33. Masole, L., & Van Dyk, G. (2016). Factors influencing work readiness of graduates: An exploratory study. Journal of Psychology in Africa, 26(1), 70-73. https://doi.org/10.1080/14330237.2015.1101284
34. Ng, B., Teng, P. H. J., & Yang, S. (2022). Key attributes of work readiness: Perspectives from employers, university students and instructors. Higher Education and Job Employability. Knowledge Studies in Higher Education, 10, 61-85. https://doi.org/10.1007/978-3-031-05716-8_4
35. Nurjanah, I., Ana, A., & Masek, A. (2022). Systematic literature review: Work readiness of vocational high school graduates in facing the industrial 4.0 era. Jurnal Pendidikan Teknologi dan Kejuruan, 28(2), 139-153. https://doi.org/10.21831/jptk.v28i2.48552
36. Ojo, A. S., Anaele, O., & Omeje, O. (2022). An investigation into the soft skills required of potential building graduate employees for sustainable employment. Journal of Management and Science, 12, 71-85. https://doi.org/10.26524/jms.12.48
37. Potgieter, I., Coetzee, M., & Ferreira, N. (2023). University students’ digital world of work readiness in relation to their employability competency. Journal of Learning Development in Higher Education, 27. https://doi.org/10.47408/jldhe.vi27.922
38. Rahmat, A. M., Adnan, A. H. M., & Mohtar, N. M. (2019). Industry 4.0 skill sets and «career readiness»: Can Malaysian university students face the future of work? Proc. of the International Invention, Innovative & Creative (InIIC) Conference, 28-37. https://ssrn.com/abstract=3511166
39. Rogers, S., Redley, B., & Rawson, H. (2021). Developing work readiness in graduate nurses undertaking transition to practice programs: An integrative review. Nurse Education Today, 105, 105-134. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2021.105034
40. Schweinsberg, A., Mundy, M., Dyer, K. R., & Garivaldis, F. J. (2021). Psychology education and work readiness integration: A call for research in Australia. Frontiers in Psychology, 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.623353
41. Skhvediani, A., Sosnovskikh, S., Rudskaia, I., & Kudryavtseva, T. (2022). Identification and comparative analysis of the skills structure of the data analyst profession in Russia. Journal of Education for Business, 97(5), 295-304. https://doi.org/10.1080/08832323.2021.1937018
42. Succi, C. (2019). Are you ready to find a job? Ranking of a list of soft skills to enhance graduates’ employability. International Journal of Human Resources Management and Development, 19(3), 281-297. https://doi.org/10.1504/ijhrdm.2019.100638
43. Sujová, E., Čierna, H., Simanová, Ľ., Gejdoš, P., & Štefková, J. (2021). Soft skills integration into business processes based on the requirements of employers – Approach for sustainable education. Sustainability, 13(24), 13807. https://doi.org/10.3390/su132413807
44. Ternikov, A. (2022). Soft and hard skills identification: Insights from IT job advertisements in the CIS region. PeerJ Computer Science, 8, e946. https://doi.org/10.7717/peerj-cs.946
45. Ubfal, D., Arráiz, I., Beuermann, D. W., Frese, M., Maffioli, A., & Verch, D. (2022). The impact of soft-skills training for entrepreneurs in Jamaica. World Development, 152. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2021.105787
46. Valle, P. H., Vilela, R., Guerino, G., & Williamson, S. (2023). Soft and hard skills of software testing professionals: A comprehensive survey. In Proceedings of the XXII Brazilian Symposium on Software Quality (SBQS '23), 90-99. https://doi.org/10.1145/3629479.3629509
47. Verma, A., Purohit, P., Thornton, T., & Lamsal, K. (2023). An examination of skill requirements for augmented reality and virtual reality job advertisements. Industry and Higher Education, 37(1), 46-57. https://doi.org/10.1177/09504222221109104
48. Wilton, D., & Jackson, N. (2017). Perceived employability among undergraduates and the importance of career self-management, work experience and individual characteristics. Higher Education Research and Development, 36(4), 747-762. https://doi.org/10.1080/07294360.2016.1229270
Рецензия
Для цитирования:
Румянцева О.В. Совершенствование системы профессиональной подготовки в вузе международного профиля: метакомпетенции студентов. Журнал Работа и Карьера. 2024;3(1). https://doi.org/10.56414/jeac.2024.1.67
For citation:
Rumyantseva O.V. Improvement of the Professional Training System at an International Profile University: Students’ Metacompetencies. Journal of Employment and Career. 2024;3(1). https://doi.org/10.56414/jeac.2024.1.67