Preview

Журнал Работа и Карьера

Расширенный поиск

Первичная профессионализация студентов: факторы, барьеры и риски

https://doi.org/10.56414/jeac.2024.3.82

Аннотация

Введение: В условиях модернизации высшего образования процесс первичной профессионализации студентов приобретает особую значимость. Он представляет собой этап формирования профессиональной идентичности, на котором студенты осваивают базовые знания и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Однако этот процесс сопровождается множеством рисков и барьеров, которые могут замедлить или даже нарушить профессиональное становление студентов. 

Цель: комплексное исследование возможных рисков и барьеров, возникающих в процессе первичной профессионализации студентов.

Результаты: Выявлены основные риски, сопровождающие процесс первичной профессионализации студентов: дефицит общения с преподавателями, низкая учебная мотивация, психологические кризисы, интеллектуальные барьеры, трудности с самостоятельной работой и проблемы в профессиональной компетенции преподавательского состава. Эти риски имеют как внешние, так и внутренние источники и оказывают негативное влияние на процесс формирования профессиональной идентичности студентов.

Выводы: Анализ выявленных рисков позволяет предложить комплексные меры по их минимизации, включая повышение качества межличностного взаимодействия в учебном процессе, улучшение учебных программ с акцентом на практическую значимость знаний, усиление психологической поддержки студентов, внедрение современных педагогических подходов и развитие профессионализма преподавателей. Комплексное управление этими рисками может значительно улучшить процесс первичной профессионализации и повысить готовность студентов к успешной профессиональной деятельности.

Об авторе

Ирина Олеговна Боронихина
Российский биотехнологический университет
Россия


Список литературы

1. Абрамов, Р. А., Пронина, И. В., & Халатенкова, Е. Ю. (2016). Повышение профессиональной востребованности выпускников вузов. Образование и наука, (10), 91–106. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-91-106

2. Асадуллин, Р. М., & Фролов, О. В. (2017). Современный педагогический университет: поиск новой идентичности. Сибирский педагогический журнал, 3, 53–63.

3. Базарова, Т. С., & Фомицкая, Г. Н. (2022). Особенности профессионализации будущих специалистов в условиях современных вызовов. Педагогический ИМИДЖ, 3(56), 308–316. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-308-316

4. Байлук, В. В. (2016). Формирование готовности будущих специалистов в вузе к профессиональной самореализации: монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т.

5. Зеер, Э. Ф. (2003). Психология профессий. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга.

6. Карпова, Е. В., & Рябова, А. Ю. (2014). Антимотивационные факторы учебной деятельности в структуре личностных качеств учащихся. Ярославский педагогический вестник, 3(2), 234–239.

7. Козилова, Л. В. (2020). Профессиональное становление студентов в условиях образовательной среды университета. Научное обозрение. Педагогические науки, 5, 25–30. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.99.9.062

8. Колчина, В. В. (2021). Содержательная характеристика понятия «профессионализация» в работах отечественных и зарубежных ученых. Психолого-педагогические исследования – Тульскому региону, 183–186.

9. Кравцова, Е. Н. (2018). Проблема профессионализации, становления и развития профессионализма человека в высшем гуманитарном образовании. Организация работы с молодежью, 4, 127. https://doi.org/10.21293/1818-0442

10. Мулявина, Э. А., & Омельченко, И. Н. (2014). Самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональных компетенций. Инновации в образовании, 3, 76–82.

11. Подлеснов, А. А. (2014). Профессиональная направленность личности как интегральный мотивационно-динамический компонент подготовки кадров высшей квалификации. Теория и практика общественного развития, 21, 261–264.

12. Потехина, Н. В., Жеребятникова, Г. В., & Полковникова, Е. Ю. (2020). Педагогические условия формирования профессионального самоопределения будущих педагогов. Учёные записки Забайкальского государственного университета, 15, 6–13.

13. Резниченко, М. А. (2016). Риски профессионализации студентов бакалавриата. Научный результат. Педагогика и психология образования, 2(8), 10–12. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2016-2-2-34-39

14. Розенфельд, А. С., & Рямова, К. А. (2018). Некоторые аспекты социально-педагогической адаптации студентов первокурсников к образовательной среде вуза. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 6, 200–205.

15. Садовникова, Н. О. (2008). Психотехнологии преодоления барьеров профессионального развития. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т».

16. Сыманюк, Э. Э. (2004). Психология профессионально обусловленных кризисов. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. инта; Воронеж: НПО «МОДЭК».

17. Сыманюк, Э. Э., & Печеркина, А. А. (2019). Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста. Перспективы науки и образования, 6, 192–202. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.16

18. Тихонова, Е. В., Косычева, М. А., & Ефремова, Г. И. (2021). Первичная профессионализация студентов-иностранцев: барьеры, стигматизация, адаптация. Интеграция образования, 25(4), 608–628. https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.608-628

19. Уфимцева, Н. Ф. (2006). Профессиональное становление студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа». В Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы (с. 169–174). Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т.

20. Шарафутдинова, Э. М. (2020). Факторы, влияющие на профессионализацию студентов XXI века. В Новое слово в науке: стратегии развития (с. 87–96). Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс».

21. Angelovsky, A. A. (2011). Personalization of the personality. Social agents of primary and secondary professionalization. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, 7, 70–80.

22. Ashim Malhotra, A., Moultry, A. M., Martin, T. S., Franklin, C.-J., Yarbrough, T., & Hughes, J. (2023). A critical appraisal of educational theory to examine HBCU and Black students’ professional identity formation. American Journal of Pharmaceutical Education, 87(11), 7–9. https://doi.org/10.1016/j.ajpe.2023.100547

23. Badelina, M. V. (2020). Process of adaptation of first-year students to study at university as pedagogical phenomenon: Structure and characteristics. Amazonia Investiga, 9(27), 460–477. https://doi.org/10.34069/AI/2020.27.03.50

24. Bedenko, N. N., Bakhtigulova, L. B., Klychkov, K. Y., Kaftan, V. V., Oborsky, A. Y., Brega, G. V., & Poliakova, I. V. (2019). Formation of students’ motivational readiness for their future professional activities. Opcion, 35(19), 2337–2365.

25. Bos, A. E. R., Pryor, J. B., Reeder, G. D., & Stutterheim, S. E. (2013). Stigma: Advances in theory and research. Basic and Applied Social Psychology, 35(1), 1–9. https://doi.org/10.1080/01973533.2012.746147

26. Bridgstock, R., & Jackson, D. (2019). Strategic institutional approaches to graduate employability: Navigating meanings, measurements and what really matters. Journal of Higher Education Policy and Management, 41(5), 468–484. https://doi.org/10.1080/1360080X.2019.1646378

27. Buyanova, G. V., Gitman, Y. K., Popova, T. V., & Dolmatova, N. S. (2020). Formation of students’ professional identity during university years: Stages of developing professional commitment. Science for Education Today, 10(4), 44–60. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2004.03

28. Duchatelet, D., & Donche, V. (2019). Fostering self-efficacy and self-regulation in higher education: A matter of autonomy support or academic motivation? Higher Education Research & Development, 38(4), 733–747. https://doi.org/10.1080/07294360.2019.1581143

29. Fors, J.-O. (2017). Development of professional commitment among students in social work education. Journal of Social Work Education, 36(5), 529–541. https://doi.org/10.1080/02615479.2016.1221065

30. Harold Chui, H., Luk, S., Fung, K. K., & Huang, Y. (2023). Referring students for professional psychological help: A qualitative study of teachers' experience in Hong Kong. Journal of School Psychology, 99, 8–10. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2023.05.002

31. Jackson, D. (2016). Re-conceptualising graduate employability: The importance of pre-professional identity. Higher Education Research & Development, 35(5), 925–939. https://doi.org/10.1080/07294360.2016.1139551

32. Kamalova, L. A., Umbetov, M. Zh., & Putulyan, N. S. (2021). Technologies and practices of linguistic and sociocultural adaptation of foreign students during their studies at the university. Contemporary Educational Technology, 13(1), 288. https://doi.org/10.30935/cedtech/9312

33. Schott, K. A., Bunten, A., Cooper, R., Nelson, M., & Clarke, C. (2023). The impact of cocurricular engagement on Doctor of Pharmacy students’ personal and professional development. American Journal of Pharmaceutical Education, 87(7), 3–5. https://doi.org/10.1016/j.ajpe.2023.100101

34. King, M., Dinos, S., Shaw, J., Watson, R., Stevens, S., Passettin, F., Weich, S., & Serfaty, M. (2007). The stigma scale: Development of a standardised measure of the stigma of mental illness. The British Journal of Psychiatry, 190(3), 248–254. https://doi.org/10.1192/bjp.bp.106.024638

35. Merton, R., Fiske, M., & Kendall, L. (2008). The focused interview: A manual for problems and procedures. Free Press.

36. Pitman, T., Roberts, L., Bennett, D., & Richardson, S. (2019). An Australian study of graduate outcomes for disadvantaged students. Journal of Further and Higher Education, 43(1), 45–57. https://doi.org/10.1080/0309877X.2017.1349895

37. Trede, F., Macklin, R., & Bridges, D. (2012). Professional identity development: A review of the higher education literature. Studies in Higher Education, 37(3), 365–384. https://doi.org/10.1080/03075079.2010.521237

38. Tikhonova, E. V. (2013). The professional socialization of students in today’s Russian institution of higher learning. Russian Education & Society, 55(4), 38–57. https://doi.org/10.2753/RES1060-9393550403

39. Shnarbekova, M. (2018). The motivations behind educational and professional choices of Kazakhstani youth (Based on the results of sociological studies). Russian Education & Society, 60(4), 370–380. https://doi.org/10.1080/10609393.2018.1473700

40. Yu Sheng, & Hong Li. (2022). Configurational analysis on the causes of academic knowledge innovation in the social media environment. Heliyon, 8(1), 4–6. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e10995

41. Zauwiyah, A., Anantharaman, R. N., & Hishamuddin, I. (2012). Students' motivation, perceived environment and professional commitment: An application of Astin's College Impact Model. Accounting Education, 21(2), 187–208. https://doi.org/10.1080/09639284.2011.603472


Рецензия

Для цитирования:


Боронихина И.О. Первичная профессионализация студентов: факторы, барьеры и риски. Журнал Работа и Карьера. 2024;3(3). https://doi.org/10.56414/jeac.2024.3.82

For citation:


Boronikhina I.O. Primary Professionalization of Students: Factors, Barriers, and Risks. Journal of Employment and Career. 2024;3(3). https://doi.org/10.56414/jeac.2024.3.82

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6856 (Online)