Preview

Журнал Работа и Карьера

Расширенный поиск

Корреляция между типами мотивации и профессиональными типами личности среди сотрудников научно-исследовательских институтов нефтехимической отрасли

https://doi.org/10.56414/jeac.2024.2.77

Аннотация

Введение: Уровень стресса и текучести кадров среди работников умственного труда, особенно в научной сфере, остаётся высоким. Важную роль в повышении удовлетворенности работой играют как внутренняя мотивация, так и внешние вознаграждения. Сотрудники химических и нефтехимических научно-исследовательских институтов, в силу специфики своей работы, нуждаются в высокой степени самостоятельности, постоянной интеллектуальной активности и возможностях для саморазвития. Понимание мотивов этих сотрудников является ключевым фактором для повышения производительности, создания благоприятного микроклимата в коллективе и предотвращения текучести кадров.

Цель: Определение взаимосвязи между типом мотивации, профессиональным типом личности, полом, возрастом, опытом работы и должностными обязанностями, а также изучение их влияния на профессиональное поведение и успех в научной карьере.

Материалы и методы: В исследовании приняли участие 60 сотрудников научно-исследовательского института нефтехимической направленности. В выборке учитывались возраст, пол и специфика должности. Методология включала анкетирование, интервьюирование и тестирование с использованием модифицированных методик Герчикова и Голланда. Для анализа взаимосвязи между мотивацией и социально-психологическими характеристиками был применён коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты: Исследование показало, что тип мотивации научных сотрудников зависит от возраста и должностного положения, но не имеет значимых различий по полу. Также выявлены значительные корреляции между типами мотивации и профессиональными типами личности.

Выводы: Исследование подтверждает существование взаимосвязи между типом мотивации и профессиональным типом личности, варьирующейся в зависимости от возраста и специфики должностных обязанностей. Патриотический тип мотивации чаще встречается у руководителей, тогда как инструментальный тип преобладает среди младших сотрудников. Полученные данные могут быть полезны для разработки стратегий управления персоналом, направленных на повышение эффективности работы и удовлетворенности сотрудников. Будущие исследования могут расширить эти результаты, применяя их при подборе персонала и разработке программ профессионального развития.

Об авторе

Елизавета Михайловна Бородина
Российский Университет Дружбы Народов им. Патриса Лумумбы
Россия


Список литературы

1. Ярославцева У. А. (2019). Гендерные стереотипы на рынке труда. Human Progress, 5(5), 7.

2. Abós, Á., Haerens, L., Sevil, J. S. A., Aelterman, N., & García-González, L. (2018). Teachers’ motivation in relation to their psychological functioning and interpersonal style: A variable- and person-centered approach. Teaching and Teacher Education, 74, 21–34. https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.04.010

3. Ahmadi, A., Noetel, M., Parker, P. D., Ryan, R. M., Nikos Ntoumanis, Reeve, J., Beauchamp, M. R., Dicke, T., Alexander Seeshing Yeung, Ahmadi, M., Kimberley Jane Bartholomew, Thomas, Curran, T., Gokce Erturan, Flunger, B., Frederick, C. M., John Mark Froiland, González-Cutre, D., Leen Haerens, & Jeno, L. M. (2023). A classification system for teachers’ motivational behaviors recommended in self-determination theory interventions. Journal of Educational Psychology, 115(8). https://doi.org/10.1037/edu0000783

4. Bosch, M. J., Heras, M. L., Russo, M., Rofcanın, Y., & Grau‐Grau, M. (2018). How context matters: The relationship between family supportive supervisor behaviours and motivation to work moderated by gender inequality. Journal of Business Research, 82, 46–55. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2017.08.026

5. Chen, S., & Cuervo, J. C. (2022). The influence of transformational leadership on work engagement in the context of learning organization mediated by employees’ motivation. The Learning Organization, 29(5), 567–585. https://doi.org/10.1108/tlo-01-2022-0011

6. Collie, R. J. (2023). Teachers’ work motivation: Examining perceived leadership practices and salient outcomes. Teaching and Teacher Education, 135, 104348. https://doi.org/10.1016/j.tate.2023.104348

7. Deci, E. L., & Ryan, R. M. (2000). The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 11(4), 227-268. https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1104_01

8. Gonzales, L., Matos, L., Van Den Broeck, A., & Burga, A. (2024). Evidence of validity and reliability of the controlling motivational style questionnaire in the work context. Heliyon, 10(3), e25478. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e25478

9. Heckhausen, J., & Heckhausen, H. (2008). Motivation and action (2nd ed.) (Eds.). Cambridge University Press eBooks. https://doi.org/10.1017/CBO9780511499821

10. Kohnen, D., De Witte, H., Schaufeli, W. B., Dello, S., Bruyneel, L., & Sermeus, W. (2023). What makes nurses flourish at work? How the perceived clinical work environment relates to nurse motivation and well-being: A cross-sectional study. International Journal of Nursing Studies, 148, 104567. https://doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2023.104567

11. Morkevičiūtė, M., & Endriulaitienė, A. (2020). Explaining work motivation through perceived transformational leadership: what to expect in a sample of female employees? Gender in Management: An International Journal, 35(6), 585–599. https://doi.org/10.1108/gm-01-2020-0004

12. McKay, D. A., & Tokar, D. M. (2012). The HEXACO and five-factor models of personality in relation to RIASEC vocational interests. Journal of Vocational Behavior, 81(2), 138–149. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2012.05.006

13. Padauleng, A. W., Sidin, A. I., & Ansariadi, A. (2020). The relationship between leadership style and nurse’s work motivation with the implementation of patient safety culture in hospital, Bone regency. Enfermería Clínica, 30(6), 161–164. https://doi.org/10.1016/j.enfcli.2020.06.037

14. Pak, K., Kooij, T., De Lange, A., Van Den Heuvel, S., & Van Veldhoven, M. (2023). Successful ageing at work: The role of job characteristics in growth trajectories of work ability and motivation to work amongst older workers. Acta Psychologica, 239, 104012. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2023.104012

15. Platonov, Yu. P. (2004). The Fundamentals of Social Psychology. St. Petersburg.

16. Rehman, S. U., Shahzad, M., Farooq, M. S., & Javaid, M. U. (2020). Impact of leadership behavior of a project manager on his/her subordinate’s job-attitudes and job-outcomes. Asia Pacific Management Review, 25(1), 38–47. https://doi.org/10.1016/j.apmrv.2019.06.004

17. Rivkin, W., Diestel, S., & Schmidt, K. (2018). Which daily experiences can foster well-being at work? A diary study on the interplay between flow experiences, affective commitment, and self-control demands. Journal of Occupational Health Psychology, 23(1), 99–111. https://doi.org/10.1037/ocp0000039

18. Samoylik, N. A. (2016). Структурно-функциональная модель профессионально-ценностных ориентаций личности. Мир науки, 4(2). http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN216.pdf

19. Sebastian, V. (2013). Gender Differences in the Attitudes towards Work Among Young Students. Cognitive and Motivational Features. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 78, 551–555. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.04.349

20. Sidorova, T. (2015). The social and psychological determinants of faculty members’ work motivation. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 186, 1188–1191. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.029

21. Xu, Z., & Wang, Y. (2022). An Analysis of the Work Motivation of Cadres from the Perspective of National Strategic Development and Management. Procedia Computer Science, 199, 1000–1007. https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.01.126

22. Zhang, C., & Hirschi, A. (2021). Forget about the money? A latent profile analysis of calling and work motivation in Chinese employees. Career Development International, 26(2), 105–118. https://doi.org/10.1108/cdi-12-2019-0294


Рецензия

Для цитирования:


Бородина Е.М. Корреляция между типами мотивации и профессиональными типами личности среди сотрудников научно-исследовательских институтов нефтехимической отрасли. Журнал Работа и Карьера. 2024;3(2). https://doi.org/10.56414/jeac.2024.2.77

For citation:


Borodina E.M. Correlation Between Motivation Types and Professional Personality Profiles Among Scientific Employees in Petrochemical Research Institutes. Journal of Employment and Career. 2024;3(2). https://doi.org/10.56414/jeac.2024.2.77

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6856 (Online)