Трудоустройство выпускников специальных школ для лиц с ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями): роль социальной активности
https://doi.org/10.56414/jeac.2022.5
Аннотация
Введение: Согласно целям устойчивого развития обеспечение социальной инклюзии выступает одним из важных приоритетов мирового сообщества. Однако на практике еще сильны барьеры инклюзивного образования, что актуализирует поиск и определение способов их преодоления.
Цель: Проанализировать нормативные и организационные основы трудоустройства выпускников специализированных учреждений в Казахстане и показать роль фактора социальной активности обучающихся.
Материалы и методы: Исследование реализовывалось в два этапа. На первом этапе авторы, проанализировав нормативных источников, авторы прокомментировали нормативные основы инклюзивного образования, профориентационной работы в специальных образовательных организациях и трудоустройства инвалидов и лиц с ООП. Особый акцент был реализован на идентификации основных барьеров трудоустройства. На втором этапе исследования, авторы отследи выявленные тенденции на примере опыта профориентационной работы и трудоустройства лиц с ООП обучающихся специальной образовательной организации. Предложенные авторами подходы к обеспечению эффективности профориентационной деятельности и дальнейшего трудоустройства лиц с ООП с учетом объективных и субъективных факторов могут быть использованы в деятельности подобных организаций.
Результаты: На основе анализа и обобщения данных научных исследований, нормативных документов и статистики выявлено, что учащиеся проявляют низкий уровень активности, направленный на профессиональный выбор, разработку и реализацию профессиональных планов, при этом главным подходом должна стать не опека государства, а посильная трудовая деятельность инвалида. Их преодоление требует усилия государства, общества и зависит от готовности и активности включения в их решение граждан, родителей. Однако не менее важным фактором является социальная активность самих выпускников специальных учреждений, а ее развитие должно целенаправленно обеспечиваться в процессе обучения.
Об авторах
Г. Т. ЖумабаеваКазахстан
Магистр дефектологии, директор коммунального государственного учреждения «Костанайский специальный комплекс «детский сад-школа-интернат» для детей с особыми образовательными потребностями №2» Управления образования акимата Костанайской области, г.Костанай, Республика Казахстан
Е. М. Харланова
Россия
Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
Список литературы
1. Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями». № 343-II. (2002).
2. Закон Республики Казахстан «Об образовании». № 319-III. (2007).
3. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году». (2021).
4. Итоговый доклад по результатам проведения выборочного обследования «Качество жизни лиц, имеющих инвалидность, с учетом гендерной специфики». (2015). Сайт Министерства национальной экономики Республики Казахстан, Комитет по статистике.
5. Конвенция о правах инвалидов: резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. 61/106. (2006).
6. Национальная программа по улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями на 2012–2018 гг. (2012). Официальный сайт Президента Республики Казахстан. https://www.akorda.kz/
7. О реализации мер, направленных на развитие трудовой занятости инвалидов. (2013). Сайт Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации. https://mintrud.gov.ru
8. О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан. № 39. (2021, Декабрь 31).
9. Об образовании в Российской Федерации. № 273-ФЗ. (2012).
10. Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы. № 988. (2019, Декабрь 27).
11. Назарбаев, Н.А. «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». (2012).
12. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению в среднем образовании системы диагностики и определения профессиональной ориентации детей на наиболее востребованные специальности». № 692. (2018, Декабрь 19).
13. Программа «Рухани Жаңғыру». (2017).
14. Ронова, Г.Н., Ронова, Л.А. (2013) Финансовый энциклопедический словарь.
15. Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. (1994)
16. Ситаров, В.А., Маралов, В. (2015). Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития). Знание. Понимание. Умение, 4, 164 – 176.
17. Таспенова, Г., Саткалиева, Т. (2016). Проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в Казахстане. Национальная ассоциация ученых (НАУ), 5 (21), 61–65.
18. Харланова, Е.М. (2009) Cубъектный подход к развитию социальной активности будущих специалистов. Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 6 (18), 134–137.
19. Kharlanova. E, Sivrirova. N, Shirochenkova. N. (2021, March 30). Study on the Relation Between Social Activity and Responsibility in Schoolchildren. Advances in Social Science, Education and Humanities Research 30 March 2021 https://www.atlantis-press.com/proceedings/ispc-cpslr-20/125954960
20. Щекочихина, М. (2021). Исследования инклюзии и их влияние на стратегии развития инклюзивных программ в арт-институциях. The Garage Journal: исследования в области искусства, музеев и культуры, 03, 16–51.
Рецензия
Для цитирования:
Жумабаева Г.Т., Харланова Е.М. Трудоустройство выпускников специальных школ для лиц с ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями): роль социальной активности. Журнал Работа и Карьера. 2022;1(1):22-29. https://doi.org/10.56414/jeac.2022.5
For citation:
Zhumabayeva G., Kharlanova E. Employment of Graduates of Special Schools for Persons with Special Educational Needs: The Role of Social Activity. Journal of Employment and Career. 2022;1(1):22-29. (In Russ.) https://doi.org/10.56414/jeac.2022.5