Карьерное сопровождение обучающихся и выпускников (на примере НИУ Белгородский государственный национальный исследовательский университет)
https://doi.org/10.56414/jeac.2022.6
Аннотация
Введение: Статья посвящена анализу опыта создания трёхсторонней модели взаимодействия «университет-студент-работодатель» в НИУ «БелГУ». Актуальность темы определена важностью трудоустройства выпускников для оценки качества работы вуза, а также необходимостью цифровизации прошлого опыта карьерного сопровождения и его трансформации в ответ на вызовы 2020-2022 гг.
Цель: Рассмотреть структуру и отдельные элементы карьерного сопровождения как одного из ключевых направлений работы университета и показать роль центра карьеры.
Материалы и методы: Исследование содержит анализ нормативно-правовой базы организации карьерного сопровождения, а также возможностей, предоставленных вузу в сфере трудоустройства своих студентов и выпускников. Ключевыми в данном вопросе являются ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закладывающий основу для организации целевого обучения и практической подготовки в форме практики, и Постановление Правительства РФ от 13.10.2020 № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования», раскрывающее порядок организации и осуществления обучения и взаимодействие сторон при возникновении определённых ситуаций
Результаты: Особый акцент сделан на определении перспективных направлений профориентационной работы и организации трудоустройства. Автор оценивает эффективность решений, принятых университетом в последнее время в сфере карьерного сопровождения, и детально характеризует достигнутые к 2023 году результаты. С учётом накопленного в НИУ «БелГУ» опыта установлены отношения, возникающие в процессе карьерного сопровождения и требующие дополнительного регулирования, что было решено разработкой локальных-нормативно-правовых актов. На основе анализа и обобщения эмпирических данных, описаны успешные практики формирования карьерных траекторий, отдельно отмечены часто возникающие проблемы и способы их решения. Их преодоление возможно только при условии накопления полезного опыта и формированию специализированного опыта и необходимых компетенций обучающихся или работодателей, что возможно только при условии грамотной организации их взаимодействия.
Выводы: Накопленный опыт может быть использован как для будущей трансформации законодательной базы, регулирующей правоотношения обучающихся и работодателей, так и применяться центрами карьеры университетов и кадровыми службами организаций в своей работе.
Ключевые слова
Об авторе
Дмитрий Евгеньевич БогдановРоссия
Список литературы
1. Амирова, Л. А. (2022). О выплате штрафа при расторжении договора о целевом обучении. Юрист ВУЗа, (9), 47-50.
2. Антонова, Г. В., Мирзабалаева, Ф. И., Бондарчук, А. Г. (2020). Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса. Экономика труда, 7(12), 1249-1268.
3. Блинникова, А. В., Большедворская, М. В. (2021). Целевое обучение как способ обеспечения образовательных организаций психолого-педагогическими кадрами. Экономические и гуманитарные исследования регионов, (6), 35-41.
4. Бондаренко, О. В. (2014). Рынок труда и рынок образовательных услуг: проблемы взаимодействия. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, (3-1), 114-116.
5. Боровской, И. Г., Носова, М. Г. (2021). Риски целевого обучения и пути их преодоления. Современное образование: повышение конкурентоспособности университетов. Материалы международной научно-методической конференции (с. 17-20). Томск: Томский государственный университет.
6. Винокурова, О. С. (2018). Влияние новых тенденций на рынке труда на образовательный процесс в высших учебных заведениях. Человеческий капитал, 7(115), 75-83.
7. Горелова, И. Н. (2018). Значение целевого обучения для регионального пространства формирования трудовых ресурсов. Ученые Омска - Региону. Материалы III Региональной научно-технической конференции (с. 129-133). Омск: Омский государственный технический университет.
8. Дружинина, Е.С. (2022). Предпосылки развития центров трудоустройства и карьеры в системе высшего образования. Интеллект. Инновации. Инвестиции. 5, 20-30.
9. Евстратова, Т. А. (2018). Проблемы выпускников учреждений профессионального образования при трудоустройстве. Материалы Афанасьевских чтений, 3(24), 60-66.
10. Лотов, А. И., Прокудин, В. Н. (2021). Значимость целевого обучения при подготовке кадров оборонно-промышленного комплекса. Экономика высокотехнологичных производств, 2(2), 81-92.
11. Мохнаткин, К. В., Скрынская, О. А. (2020). Анализ отношения студентов к проблеме трудоустройства и целевому обучению. Современное образование: содержание, технологии, качество, 1, 600-603.
12. Финогеева, Э. А. (2015). Усиление практикоориентированности процесса обучения как целевой параметр реализации компетентностной модели высшего образования. Развитие системы высшего образования в сфере культуры: научный и образовательный опыт. материалы Международной научно-практической конференции (с. 6-9). Орёл: Орловский государственный институт культуры.
13. Hooley, T. (2012). How the internet changed career: Framing the relationship between career development and online technologies. Journal of the National Institute for Career Education and Counselling, 29, 3.
14. https://doi.org/10.20856/jnicec.2902
15. Inkson, K., Dries, N., & Arnold, J. (2014). Understanding careers, metaphors of working lives. London: Sage.
Рецензия
Для цитирования:
Богданов Д.Е. Карьерное сопровождение обучающихся и выпускников (на примере НИУ Белгородский государственный национальный исследовательский университет). Журнал Работа и Карьера. 2022;1(4):8-50. https://doi.org/10.56414/jeac.2022.6
For citation:
Bogdanov D.E. Career Guidance for Students and Graduates (A Case Study of Belgorod State National Research University). Journal of Employment and Career. 2022;1(4):8-50. (In Russ.) https://doi.org/10.56414/jeac.2022.6