Preview

Журнал Работа и Карьера

Расширенный поиск

Рефлексия выпускниками образовательной среды вуза: оценка через призму практики и трудоустройства

https://doi.org/10.56414/jeac.2022.21

Аннотация

Введение. В статье обозначена проблема, связанная с необходимостью получения оценки образовательной среды и организации образовательного процесса с позиции использования полученных результатов образования в трудовой деятельности и отсутствием такого акцента в исследовательской практике. Подчеркнуто, что ракурс существующих оценок образовательной среды со стороны обучающихся в вузах студентов не дает объективной информации о практикоориентированности и востребованности результатов образования вне этой среды. В связи с обозначенной проблемой предложено рассмотреть возможность использования результатов подобных мониторингов среди выпускников вузов как основы для принятия управленческих решений по изменению образовательной среды современного университета.

Цель. Цель исследования -  методический поиск показателей вузовской среды и оценка их выпускниками университета, для определения проблемных сторон организации образовательного процесса с позиции обеспечения трудовой конкурентоспособности и профессиональной успешности студентов.

Материалы и методы. В статье представлены материалы трехгодичных замеров среди выпускников высшего учебного заведения (N = 480 (2019), 530 (2020), 610 (2021), проведенных на примере регионального вуза. Ошибка выборки по отношению к возможному сообществу выпускников за период существования университета составила 3,96% при доверительной вероятности 95 %. В качестве квотного признака выступают направления подготовки выпускников.

Результаты. В качестве показателей в исследовательской модели предложены к оценке удовлетворенность результатами профессиональной подготовки среди выпускников, оценка влияния университета на профессиональные качества и компетенции выпускников, оценка показателей образовательной среды, удовлетворенность выпускников процессом и результатом трудоустройства, практикоориентированность и актуальность подготовки, приверженность выпускников вузу. Проведенное исследование и ретрооценка выпускников образовательного процесса и его результатов показали проблемные моменты, связанные прежде всего с организацией системы поддержки студентов в трудоустройстве, а также обеспечения необходимого уровня практических навыков и цифровой грамотности. Разница между оценками выпускников и обучающихся студентов установила разрыв между восприятиями полезности и уровня образовательного результата, актуализировав необходимость особого внимания к мнению выпускников в совершенствовании и преобразовании вузовской среды.

Об авторе

Инна Сергеевна Шаповалова
Belgorod State National Research University
Россия


Список литературы

1. Антонов, В.Г., Румянцева, И.А., Кротенко, Т.Ю. (2019). Оценка уровня и структуры мотивации к учебе студентов бакалавриата как показателей качества образования. Перспективы науки и образования, (2), 267–283. https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.20

2. Белаш, О.Ю., Чиркова, А.А. (2018). Показатели внутреннего мониторинга качества образования: различия в оценке студентами и преподавателями важности показателей. Инженерное образование, (24), 166–173.

3. Кочеткова, И.С., Терская, Л.А. (2019). Формирование индивидуальных образовательных маршрутов в электронной образовательной среде для поликультурных студенческих групп. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 8(2),123–127. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0802-0027

4. Мухарямова, Л.М., Жидяевский, А.Г., Токранова, К.П. (2020). Качество высшего образования в медицинских вузах России: представления и оценки студентов. Интеграция образования, 24(2), 235–251. https://doi.org/10.15507/1991-9468.099.024.202002.235-251

5. Носкова, А.В., Голоухова, Д.В., Проскурина, А.С., Нгуен, Т. Ха. (2021). Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения. Высшее образование в России, 30(1), 156–167. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167

6. Неборский, Е.В., Богуславский, М.В., Ладыжец, Н.С., Наумова, Т.А. (2021). Изучение отношения студентов педагогических направлений подготовки к цифровой трансформации в вузе. Перспективы науки и образования, (4), 94–107. https://doi.org/10.32744/pse.2021.4.6

7. Пак, Л. Г., Каменева, Е. Г., Кочемасова, Л. А., Соколова, Ю. А. (2021). Проблемы и риски трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Тенденции развития науки и образования, (1), 63–71. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.3.6

8. Панкова, Т. Н., Борисов, Е. А. (2021). Конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений в контексте экономики знаний. Вопросы устойчивого развития общества, (9), 97–104.

9. Реан, А. А., Чепурная, Ю. В., Федосеева, А. В. (2018). Психологическая адаптация и становление выпускника высшего учебного заведения в период перехода к профессиональной деятельности. Защити меня, (3), 22–29.

10. Савинова, А. В. (2019). Успешность трудовых траекторий выпускников инженерных специальностей (на примере выпускников высших учебных заведений Поволжья). Научный результат. Социология и управление, 5(2), 67–78. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2019-5-2-0-7

11. Столбова, И.Д., Кочурова, Л.В., Носов, К.Г. (2020). К вопросу о цифровой трансформации предметного обучения. ­Информатика и образование, (9), 53–63. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-9-53-63

12. Шалагинова, К. С., Декина, Е. В. (2020). Оценка удовлетворенности студентов обучением в условиях дистанта как инструмент повышения качества образования. Мир университетской науки: культура, образование, (9), 213–220. https://doi.org/10.17513/spno.30068


Рецензия

Для цитирования:


Шаповалова И.С. Рефлексия выпускниками образовательной среды вуза: оценка через призму практики и трудоустройства. Журнал Работа и Карьера. 2022;1(3):10-20. https://doi.org/10.56414/jeac.2022.21

For citation:


Shapovalova I.S. Reflections on the Graduates of the educational environment of the university: Assessment through the prism of practice and employment. Journal of Employment and Career. 2022;1(3):10-20. (In Russ.) https://doi.org/10.56414/jeac.2022.21

Просмотров: 120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6856 (Online)