Влияние искусственного интеллекта на карту профессий и карьерные треки в высшей школе: обзор предметного поля
https://doi.org/10.56414/jeac.2024.4.90
Аннотация
Введение: В связи со стремительным развитием технологий, искусственного интеллекта (ИИ) и их использованием в различных областях, система образования и рынок труда сталкиваются с существенными трансформациями. В таких условиях становится актуальным исследование влияния искусственного интеллекта на карту профессий, который предлагает как традиционные, так и новые карьерные треки и вызовы для преподавателей и студентов высших учебных заведений. С развитием современных технологий карта профессий становится все более сложной и разнообразной, отражая новые реальности и требования к обучения и труду.
Цель: Представить систематический анализ англоязычной и русскоязычный литературы на тему взаимодействия ИИ и развития карьеры, изучить роль искусственного интеллекта в профессиональном пространстве высшего образования и определить основные аспекты его влияния на определение студентами карьерных треков и развитие карьеры преподавателей.
Материалы и методы: Обзор предметного поля был выполнен с опорой на протокол PRISMA-ScR и концепцию “PPC” (Population, Context, Concept) для определения критериев отбора исследований. Поиск материалов был осуществлен в базах данных ScienceDirect и РИНЦ, 217 оригинальных исследований, опубликованных в период с 2017 по по сентябрь 2024 года, были найдены по ключевым словам.
Результаты: 51 источник был включен в обзор (12 русскоязычных и 39 англоязычных). Синтез отобранных материалов показал, что искусственный интеллект влияет на карту профессий, создавая новые образовательные направления, карьерные траектории и виды деятельности для обучающихся и педагогических работников высших учебных заведений. Эти изменения образуют потребность в получении новых знаний в области современных технологий и освоении практических навыков использования ИИ всеми участниками образовательной и профессиональной деятельности.
Заключение: Карьерные треки, состоящие из последовательностей профессиональных действий и возможностей для развития, становятся всё более разнообразными, что заставляет систему образования подстраиваться под стремительно развитие современных технологий. В обзоре отмечается, что искусственный интеллект не только является рабочим инструментом в построении карты профессий и определении персонализированных профессиональных траекторий, но также влияет на технические, психологические, этические аспекты выбора профессии.
Список литературы
1. Агальцова, Д. В., & Валькова, Ю. Е. (2023). Технологии Искусственного Интеллекта для преподавателя вуза. Мир науки, культуры, образования, 2(99), 5–7. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-299-5-7
2. Генералов, Д. В., & Олейник, А. А. (2024). Персонализированное обучение на основе искусственного интеллекта: Новые возможности для студентов и преподавателей. В Ж. Мурзина, Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 24 сентября 2024 года (С. 117-118). Чебоксары: Среда.
3. Забелин, Д. А., & Плащевая, Е. В. (2023). Искусственный интеллект в системе подготовки медицинских кадров. ЦИТИСЭ, (3), 28-39. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.03
4. Краснова, Т. И. (2023). Актуальные возможности вытеснения искусственным интеллектом функций преподавателя. Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки, 23(2), 253–259.
5. Кувалдина, Е. А. (2021). Возможность замены преподавателя искусственным интеллектом. Экономика и бизнес: теория и практика, 4(1), 203–207. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2021-4-1-203-207
6. Кулигин, М. Л. (2023). Адаптация и развитие в эпоху искусственного интеллекта: новые вызовы для преподавателя в ВУЗе. В Междисциплинарные аспекты развития трансформационных технологий: Сборник материалов I Национальной научно-практической конференции с международным участием, Геническ, 12–14 октября 2023 года (С. 15-17). Геническ-Керчь: [б.и.].
7. Митрофанова, Т. В., Деревянных, Е. А., & Сорокин, С. С. (2023). Инструменты искусственного интеллекта для автоматизации задач преподавателя. Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета, S2(1), 57–60.
8. Мухамадиева, К. Б. (2021). Искусственный интеллект в развитии молодежи. Образование и проблемы развития общества, 2(15), 27-33.
9. Провоторова, Л. И. (2024). Искусственный интеллект: Полезный инструмент или замена преподавателя? Cifra. Педагогика, 2(4), 1–4. https://doi.org/10.60797/PED.2024.4.1
10. Пьянкова, Л. А. (2020). Проблема профессионального самоопределения обучающейся молодежи как процесс планирования ею карьеры в современных социально-экономических условиях. Международный научно-исследовательский журнал, 10(2), 46–50. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.100.10.043
11. Тхаровская, А. Д., Аяцков, Д. А., & Горелова, Т. П. (2024). Современные возможности и вызовы использования новейших технологий в профориентационной деятельности в России. Вестник академии, 1, 63–72. https://doi.org/10.51409/v.a.2024.03.01.008
12. Уматгериева, Х. Р., Бадаева, Л. А., & Косулин, В. В. (2024). Анализ путей повышения профессиональной грамотности студентов в области искусственного интеллекта. Экономика и управление: проблемы, решения, 4/5(145), 264–269. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2024.04.05.036
13. Akkök, F., & Hughes, D. (2021). Career chat: The art of AI and the human interface in career development (Working Paper Series 2, p. 91). European Centre for the Development of Vocational Training.
14. Abulibdeh, A., Zaidan, E., & Abulibdeh, R. (2024). Navigating the confluence of artificial intelligence and education for sustainable development in the era of industry 4.0: Challenges, opportunities, and ethical dimensions. Journal of Cleaner Production, 437, 140527. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2023.140527
15. Acemoglu, D., & Restrepo, P. (2018). Artificial intelligence, automation and work. National Bureau of Economic Research (pp. 197–236). University of Chicago Press. https://doi.org/10.3386/w24196
16. Ahrari, S., Zaremohzzabieh, Z., & Abdullah, R. (2024). AI-enhanced youth career guidance by mapping future employment paths with theory and practical application. In Z. Zaremohzzabieh, R. Abdullah, & S. Ahrari (Eds.), Exploring youth studies in the age of AI (pp. 129-139). IGI Global Scientific Publishing. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-3350-1.ch007
17. Alam, A., & Mohanty, A. (2022). Foundation for the future of higher education or ‘misplaced optimism’? Being human in the age of artificial intelligence. In M. Panda, S. Dehuri, M. R. Patra, P. K. Behera, G. A. Tsihrintzis, S.-B. Cho, & C. A. Coello Coello (Eds.), Innovations in intelligent computing and communication (pp. 1737). Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-23233-6_2
18. Cantú-Ortiz, F. J., Sánchez, N. G., Garrido, L., Terashima-Marin, H., & Brena, R. F. (2020). An artificial intelligence educational strategy for the digital transformation. International Journal on Interactive Design and Manufacturing, 14(4), 1195–1209. https://doi.org/10.1007/s12008-020-00702-8
19. Chandrol, A., Awasthi, M., Sharma, D., Kansal, M., Sharma, K., & Goel, A. (2024). Career counselling using AI in the field of IT industry in dynamic environment. In 2024 International Conference on Computational Intelligence for Green and Sustainable Technologies (pp. 1–6). IEEE. https://doi.org/10.1109/ICCIGST60741.2024.10717518
20. Chen, L., Chen, P., & Lin, Z. (2020). Artificial intelligence in education: A review. IEEE Access, 8, 75264–75278. https://doi.org/10.1109/access.2020.2988510
21. Cheng, Y., & Liang, Y. S. (2023). The development of artificial intelligence in career initiation education and implications for China. European Journal of Artificial Intelligence and Machine Learning, 2(4), 4–10. https://doi.org/10.24018/ejai.2023.2.4.32
22. Chiu, T. K., & Chai, C. (2020). Sustainable curriculum planning for artificial intelligence education: A self-determination theory perspective. Sustainability, 12(14), 5568. https://doi.org/10.3390/su12145568
23. Dwivedi, Y. K., Hughes, L., Ismagilova, E., Aarts, G., Coombs, C., Crick, T., Duan, Y., Dwivedi, R., Edwards, J., Eirug, A., Galanos, V., Ilavarasan, P. V., Janssen, M., Jones, P., Kar, A. K., Kizgin, H., Kronemann, B., Lal, B., Lucini, B., … Williams, M. D. (2021). Artificial intelligence (AI): Multidisciplinary perspectives on emerging challenges, opportunities, and agenda for research, practice and policy. International Journal of Information Management, 57, 101994. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2019.08.002
24. Faruque, S. H., Khushbu, S. A., & Akter, S. (2024). Unlocking futures: A natural language driven career prediction system for computer science and software engineering students (arXiv:2405.18139). arXiv. https://doi.org/10.48550/arXiv.2405.18139
25. Gedrimiene, E., Celik, I., Kaasila, A., Mäkitalo, K., & Muukkonen, H. (2024). Artificial intelligence (AI)-enhanced learning analytics (LA) for supporting career decisions: Advantages and challenges from user perspective. Education and Information Technologies, 29(1), 297–322. https://doi.org/10.1007/s10639-023-12277-4
26. Grosso, C., Sazen, N., & Bosello, R. (2022). AI-implemented toolkit to assist users with career "configuration": The case of Create Your Own Future. In 26th ACM International Systems and Software Product Line Conference, SPLC 2022 - Proceedings (pp. 158-165). IEEE.
27. Hannan, E., & Liu, S. (2023). AI: New source of competitiveness in higher education. Competitiveness Review: An International Business Journal, 33(2), 265–279. https://doi.org/10.1108/CR-03-2021-0045
28. Hines, A. (2019). Getting ready for a post-work future. Foresight and STI Governance, 13(1), 19–30. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.1.19.30
29. Howard, J. (2019). Artificial intelligence: Implications for the future of work. American Journal of Industrial Medicine, 62(11), 917–926. https://doi.org/10.1002/ajim.23037
30. Johnson, M., Jain, R., Brennan-Tonetta, P., Swartz, E., Silver, D., Paolini, J., Mamonov, S., & Hill, C. (2021). Impact of big data and artificial intelligence on industry: Developing a workforce roadmap for a data-driven economy. Global Journal of Flexible Systems Management, 22(3), 197–217. https://doi.org/10.1007/s40171-021-00272-y
31. Kwok, C. Y. N. (2018). Managing uncertainty in the career development of emerging adults: Implications for undergraduate students. Australian Journal of Career Development, 27(3), 137–149. https://doi.org/10.1177/1038416217744216
32. Lavrač, J., Meško, M., & Jereb, E. (2023). Artificial intelligence and career development. 42nd International Conference on Organizational Science Development: Interdisciplinarity Counts (Vols. 42). Univerzitetna založba Univerze v Mariboru. https://doi.org/10.18690/um.fov.3.2023.42
33. Liu, Y., & Cao, Y. (2024). An intelligent mobile application for career development and skill enhancement using AI technology. CS & IT Conference Proceedings, 14(19), Article 19.
34. Luan, H., Geczy, P., Lai, H., Gobert, J., Yang, S. J. H., Ogata, H., Baltes, J., Guerra, R., Li, P., & Tsai, C.-C. (2020). Challenges and future directions of big data and artificial intelligence in education. Frontiers, 1, 1–11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.580820
35. Lyu, W., & Liu, J. (2021). Artificial intelligence and emerging digital technologies in the energy sector. Applied Energy, 303, 117615. https://doi.org/10.1016/j.apenergy.2021.117615
36. Makridakis, S. (2017). The forthcoming artificial intelligence (AI) revolution: Its impact on society and firms. Futures, 90, 46–60. https://doi.org/10.1016/j.futures.2017.03.006
37. Mhlanga, D. (2021). Artificial intelligence in the Industry 4.0, and its impact on poverty, innovation, infrastructure development, and the sustainable development goals: Lessons from emerging economies? Sustainability, 13(11), 5788. https://doi.org/10.3390/su13115788
38. Pandya, S. S., & Wang, J. (2024). Artificial intelligence in career development: A scoping review. Human Resource Development International, 27(3), 324–344. https://doi.org/10.1080/13678868.2024.2336881
39. Pradhan, I. P., & Saxena, P. (2023). Reskilling workforce for the artificial intelligence age: Challenges and the way forward. In The adoption and effect of artificial intelligence on human resources management, Part B (pp. 181–197). Emerald Publishing Limited. https://doi.org/10.1108/978-1-80455-662-720230011
40. Ra, S., Shrestha, U., Khatiwada, S., Yoon, S. W., & Kwon, K. (2019). The rise of technology and impact on skills. International Journal of Training Research, 17(sup1), 26–40. https://doi.org/10.1080/14480220.2019.1629727
41. Rampersad, G. (2020). Robot will take your job: Innovation for an era of artificial intelligence. Journal of Business Research, 116, 68–74. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.05.019
42. Sohaee, N., Azadjoutabari, F., Jadhav, A., & Kulkarni, K. (2024). Navigating pandemic and AI influences on employability competencies. In Springer proceedings in business and economics (pp. 369–391). Springer. https://doi.org/10.1007/978-981-97-0996-0_22
43. Salamzadeh, A., & Kawamorita Kesim, H. (2017). The enterprising communities and startup ecosystem in Iran. Journal of Enterprising Communities: People and Places in the Global Economy, 11(4), 456–479. https://doi.org/10.1108/jec-07-2015-0036
44. Tedre, M., Toivonen, T., Kahila, J., Vartiainen, H., Valtonen, T., Jormanainen, I., & Pears, A. (2021). Teaching machine learning in K–12 classroom: Pedagogical and technological trajectories for artificial intelligence education. IEEE Access, 9, 110558–110572. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2021.3097962
45. van Griethuijsen, R. A. L. F., van Eijck, M. W., Haste, H., den Brok, P. J., Skinner, N. C., Mansour, N., Savran Gencer, A., & BouJaoude, S. (2015). Global patterns in students’ views of science and interest in science. Research in Science Education, 45(4), 581–603. https://doi.org/10.1007/s11165-014-9438-6
46. Vicsek, L. (2021). Artificial intelligence and the future of work–lessons from the sociology of expectations. The International Journal of Sociology and Social Policy, 41(7/8), 842–861. https://doi.org/10.1108/IJSSP-05-2020-0174
47. Werther, W., & Keith, D. (1986). Personnel management and human resources (2nd ed.). McGraw-Hill Book Company.
48. Westman, S., Kauttonen, J., Klemetti, A., Korhonen, N., Manninen, M., Mononen, A., Niittymäki, S., & Paananen, H. (2021). Artificial intelligence for career guidance – Current requirements and prospects for the future. IAFOR Journal of Education, 9(4). https://doi.org/10.22492/ije.9.4.03
49. Wong, Y. K. (2021). Skills mapping and career development analysis using artificial intelligence. Computer Science & Information Technology, 11(12), Article 12. https://doi.org/10.5121/csit.2021.111215
50. Yang, Z., & Talha, M. (2021). A coordinated and optimized mechanism of artificial intelligence for student management by college counselors based on big data. Computational and Mathematical Methods in Medicine, 2021, 1725490. https://doi.org/10.1155/2021/1725490
51. Yupelmi, M., Ganefri, Giatman, M., Krismadinata, & Syah, N. (2024). Transformation of students’ career orientation in the era of artificial intelligence: A systematic literature review. The Indonesian Journal of Computer Science, 13(3), Article 3. https://doi.org/10.33022/ijcs.v13i3.4078
52. Zawacki-Richter, O., Marín, V. I., Bond, M., & Gouverneur, F. (2019). Systematic review of research on artificial intelligence applications in higher education – where are the educators? International Journal of Educational Technology in Higher Education, 16(1), 39. https://doi.org/10.1186/s41239-019-0171-0
53. Zootzky, G., & Pfeiffer, A. (2024). Educational transformation through AI: Preparing for a new era of learning. INTED Proceedings (vol. 1, pp. 1202–1207). INTED. https://doi.org/10.21125/inted.2024.0382
Рецензия
Для цитирования:
Мезенцева Д.А. Влияние искусственного интеллекта на карту профессий и карьерные треки в высшей школе: обзор предметного поля. Журнал Работа и Карьера. 2024;3(4). https://doi.org/10.56414/jeac.2024.4.90
For citation:
Mezenceva D. The Impact of Artificial Intelligence on Career Mapping and Career Tracks in Higher Education: A Scoping Review. Journal of Employment and Career. 2024;3(4). https://doi.org/10.56414/jeac.2024.4.90