Искусственный интеллект в образовательной деятельности студентов: стратегии использования и этические аспекты
https://doi.org/10.56414/jeac.2024.3.79
Аннотация
Введение: Использование искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной деятельности набирает популярность среди студентов, предлагая возможности для автоматизации рутинных задач и улучшения качества академических текстов. Однако, наряду с преимуществами, применение ИИ в академической среде вызывает вопросы об этичности, честности и влиянии на когнитивные навыки студентов.
Целью данного исследования является анализ восприятия российских студентов относительно использования ИИ-инструментов для академической коммуникации, а также выявление преимуществ, ограничений и этических вызовов, связанных с их применением.
Материалы и методы: Исследование основано на комбинированном дизайне, включающем анкетирование и полуструктурированные интервью со студентами российских вузов. Анкетирование охватило 589 респондентов и включало вопросы о частоте, целях использования ИИ, а также о восприятии его пользы и рисков. Для углубленного анализа были проведены полуструктурированные интервью с 20 участниками, которые раскрыли личный опыт и этическое восприятие ИИ в учебной деятельности. Количественные данные обработаны методом описательной статистики, а качественные — с помощью тематического анализа для выделения ключевых категорий.
Результаты: ИИ-инструменты способствуют улучшению качества академических текстов, экономии времени и повышению уверенности студентов в своих навыках. Однако были выявлены значительные риски, такие как зависимость от технологий, снижение самостоятельного мышления и угрозы академической честности. Респонденты отметили необходимость разработки этических стандартов и поддержки со стороны преподавателей.
Выводы: Исследование подчеркивает необходимость ответственного подхода к использованию ИИ в учебном процессе. ИИ-инструменты могут обогатить образовательный опыт, но требуют сбалансированного и этически обоснованного применения для достижения образовательных целей и сохранения академической честности.
Об авторе
Диана Рубеновна ГарибеянцРоссия
Список литературы
1. Cummins, J. (2014). Beyond language: Academic communication and student success. Linguistics and Education, 26, 145 -154. https://doi.org/10.1016/j.linged.2014.01.006
2. Solé, I., Teberosky, A., & Castelló, M. (2012). Academic communication strategies at postgraduate level. In C. Thaiss, G. Bräuer, P. Carlino (Eds.), Writing Programs Worldwide: Profiles of academic writing in many places (pp. 365-375). Fort Collins: The WAC Clearinghouse and Parlor Press.
3. Ou, A. W., Stöhr, C., & Malmström, H. (2024). Academic communication with AI-powered language tools in higher education: From a post-humanist perspective. System, 121, 103225. https://doi.org/10.1016/j.system.2024.103225
4. Pennycook, A. (2018). Posthumanist applied linguistics. Routledge.
5. Haneda, M. (2014). Why should we care about academic language? A sociocultural analysis. Linguistics and Education, 26, 88-91. https://doi.org/10.1016/j.linged.2014.01.007
6. Braun, V., & Clarke, V. (2006). Using thematic analysis in psychology. Qualitative Research in Psychology, 3(2), 77-101. https://doi.org/10.1191/1478088706qp063oa
Рецензия
Для цитирования:
Гарибеянц Д.Р. Искусственный интеллект в образовательной деятельности студентов: стратегии использования и этические аспекты. Журнал Работа и Карьера. 2024;3(3). https://doi.org/10.56414/jeac.2024.3.79
For citation:
Garibeyants D.R. Artificial Intelligence in Students’ Educational Activities: Usage Strategies and Ethical Aspects. Journal of Employment and Career. 2024;3(3). https://doi.org/10.56414/jeac.2024.3.79