Preview

Журнал Работа и Карьера

Расширенный поиск

Образование в среднем учебном заведении vs вузовское образование: требование времени?

https://doi.org/10.56414/jeac.2023.3.44

Аннотация

Введение: Вопрос выбора образовательных траекторий среди школьников, особенно приоритет между высшим и среднеспециальным образованием, становится все более актуальным в условиях динамичных изменений на рынке труда. Существует необходимость в исследовании факторов, влияющих на образовательные решения школьников, включая региональные различия, мотивы выбора и восприятие барьеров.

Цель: Настоящее исследование направлено на анализ образовательных предпочтений и мотивации школьников 9 и 11 классов из Москвы и регионов России, а также на оценку их осведомленности о рынке труда и возможностях, которые предоставляют различные образовательные пути. Исследование призвано помочь выпускникам школ сформировать четкое понимание перспектив, которые открываются перед ними в контексте высшего и среднего профессионального образования.

Материалы и методы: В исследовании приняли участие 3,000 школьников 9 и 11 классов, из которых 1,200 учащихся из московских школ и 1,800 из школ регионов (Московская область, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Самарская область, Красноярский край, Республика Татарстан и Свердловская область). Использовались количественные методы анализа анкетных данных и результаты тестов на карьерные предпочтения и осведомленность о рынке труда, а также качественные методы анализа полуструктурированных интервью для выявления мотивов и барьеров в выборе образовательных траекторий.

Результаты: Результаты показали, что школьники из Москвы чаще выбирают академические и социально ориентированные карьерные траектории, в то время как учащиеся из регионов предпочитают реалистические и исследовательские профессии. Основные мотивационные факторы включали интерес к предмету и перспективы высоких заработков, в то время как основными барьерами выступали высокая стоимость обучения и страх неуспеха. Анализ показал значимые различия в образовательных предпочтениях и восприятии барьеров по региональному и гендерному признакам.

Выводы: Исследование подтверждает важность учета региональных и индивидуальных особенностей учащихся при разработке программ профориентации и образовательных траекторий. Выбор образовательного пути не только обусловлен личными интересами и способностями учащихся, но и тесно связан с их осведомленностью о рынке труда и восприятием доступных возможностей. Результаты подчеркивают необходимость расширения доступности информации о среднеспециальном образовании и карьере, не требующей высшего образования, что может способствовать более осознанному выбору и лучшему соответствию образовательных траекторий потребностям рынка труда.

Об авторах

Надежда Рашитовна Арупова
МГИМО


Галина Анатольевна Хорохорина
Российский биотехнологический университет
Россия


Список литературы

1. Gore, J., Holmes, K., Smith, M., Fray, L., McElduff, P., Weaver, N., & Wallington, C. (2017). Unpacking the career aspirations of Australian school students: Towards an evidence base for university equity initiatives in schools. Review of Education, 3(1), 68–71. https://doi.org/10.1080/07294360.2017.1325847

2. Michaelowa, K. (2007). The impact of primary and secondary education on higher education quality. Quality Assurance in Education, 15(2), 215-236. https://doi.org/10.1108/09684880710748956

3. Jaremus, F., Sincock, K., Patfield, S., Fray, L., Prieto, E., & Gore, J. (2023). Pressure to attend university: Beyond narrow conceptions of pathways to a “good life”. Educational Review. https://doi.org/10.1080/00131911.2023.2287417

4. Mavromaras, K., McGuinness, S., O’Leary, N., Sloane, P., & Wei, Z. (2011). Job mismatch in the Australian labour market. Economic Record, 87(278), 62-74.

5. Bradley, D., Noonan, P., Nugent, H., & Scales, B. (2008). Review of Australian Higher Education: Final Report. Commonwealth of Australia.

6. Iannelli, C., & Raffe, D. (2007). Vocational upper-secondary education and the transition from school. European Sociological Review, 23(1), 49-63.

7. Shavit, Y., & Müller, W. (2000). Vocational secondary education, tracking, and social stratification. In M. Hallinan (Ed.), Handbook of the Sociology of Education (pp. 437-452). Springer. https://doi.org/10.1007/0-387-36424-2_20

8. Gallie, D., Felstead, A., Green, F., & Inanc, H. (2017). The hidden face of job insecurity. Work, Employment and Society, 31(1), 36-53. https://doi.org/10.1177/0950017015624399

9. Kalleberg, A. L. (2018). Precarious lives: Job insecurity and well-being in rich democracies. Polity Press.

10. Capsada-Munsech, Q. (2020). Overeducation as a form of social stratification: The role of educational and labor market institutions. Research in Social Stratification and Mobility, 65, 100-114. http://dx.doi.org/10.1080/03057925.2019.1579085

11. Mann, A., Rehill, J., & Kashefpakdel, E. T. (2020). Employer engagement in education: Insights from international evidence for effective practice and policy making. OECD Education Working Papers, No. 218. OECD Publishing.

12. Mavromaras, K., Sloane, P., & Wei, Z. (2011). The scarring effects of unemployment, low pay and skills under-utilisation in Australia compared. IZA Discussion Papers, No. 7440. Institute for the Study of Labor (IZA).

13. McGuinness, S., Bergin, A., & Whelan, A. (2018). Overeducation in Europe: Trends, convergence, and drivers. Oxford Economic Papers, 70(4), 994-1015.

14. OECD (2019). Education at a Glance 2019: OECD Indicators. OECD Publishing.

15. Schneider, B., & Stevenson, D. (1999). The ambitious generation: America’s teenagers, motivated but directionless. New Haven.


Рецензия

Для цитирования:


Арупова Н.Р., Хорохорина Г.А. Образование в среднем учебном заведении vs вузовское образование: требование времени? Журнал Работа и Карьера. 2023;2(3). https://doi.org/10.56414/jeac.2023.3.44

For citation:


Arupova N., Galina Kh.A. Education in Secondary Vocational Institutions vs. Higher Education: A Requirement of the Times? Journal of Employment and Career. 2023;2(3). https://doi.org/10.56414/jeac.2023.3.44

Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6856 (Online)