Образование в среднем учебном заведении vs вузовское образование: требование времени?
https://doi.org/10.56414/jeac.2023.3.44
Аннотация
Введение: Вопрос выбора образовательных траекторий среди школьников, особенно приоритет между высшим и среднеспециальным образованием, становится все более актуальным в условиях динамичных изменений на рынке труда. Существует необходимость в исследовании факторов, влияющих на образовательные решения школьников, включая региональные различия, мотивы выбора и восприятие барьеров.
Цель: Настоящее исследование направлено на анализ образовательных предпочтений и мотивации школьников 9 и 11 классов из Москвы и регионов России, а также на оценку их осведомленности о рынке труда и возможностях, которые предоставляют различные образовательные пути. Исследование призвано помочь выпускникам школ сформировать четкое понимание перспектив, которые открываются перед ними в контексте высшего и среднего профессионального образования.
Материалы и методы: В исследовании приняли участие 3,000 школьников 9 и 11 классов, из которых 1,200 учащихся из московских школ и 1,800 из школ регионов (Московская область, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Самарская область, Красноярский край, Республика Татарстан и Свердловская область). Использовались количественные методы анализа анкетных данных и результаты тестов на карьерные предпочтения и осведомленность о рынке труда, а также качественные методы анализа полуструктурированных интервью для выявления мотивов и барьеров в выборе образовательных траекторий.
Результаты: Результаты показали, что школьники из Москвы чаще выбирают академические и социально ориентированные карьерные траектории, в то время как учащиеся из регионов предпочитают реалистические и исследовательские профессии. Основные мотивационные факторы включали интерес к предмету и перспективы высоких заработков, в то время как основными барьерами выступали высокая стоимость обучения и страх неуспеха. Анализ показал значимые различия в образовательных предпочтениях и восприятии барьеров по региональному и гендерному признакам.
Выводы: Исследование подтверждает важность учета региональных и индивидуальных особенностей учащихся при разработке программ профориентации и образовательных траекторий. Выбор образовательного пути не только обусловлен личными интересами и способностями учащихся, но и тесно связан с их осведомленностью о рынке труда и восприятием доступных возможностей. Результаты подчеркивают необходимость расширения доступности информации о среднеспециальном образовании и карьере, не требующей высшего образования, что может способствовать более осознанному выбору и лучшему соответствию образовательных траекторий потребностям рынка труда.
Об авторах
Надежда Рашитовна АруповаГалина Анатольевна Хорохорина
Россия
Список литературы
1. Gore, J., Holmes, K., Smith, M., Fray, L., McElduff, P., Weaver, N., & Wallington, C. (2017). Unpacking the career aspirations of Australian school students: Towards an evidence base for university equity initiatives in schools. Review of Education, 3(1), 68–71. https://doi.org/10.1080/07294360.2017.1325847
2. Michaelowa, K. (2007). The impact of primary and secondary education on higher education quality. Quality Assurance in Education, 15(2), 215-236. https://doi.org/10.1108/09684880710748956
3. Jaremus, F., Sincock, K., Patfield, S., Fray, L., Prieto, E., & Gore, J. (2023). Pressure to attend university: Beyond narrow conceptions of pathways to a “good life”. Educational Review. https://doi.org/10.1080/00131911.2023.2287417
4. Mavromaras, K., McGuinness, S., O’Leary, N., Sloane, P., & Wei, Z. (2011). Job mismatch in the Australian labour market. Economic Record, 87(278), 62-74.
5. Bradley, D., Noonan, P., Nugent, H., & Scales, B. (2008). Review of Australian Higher Education: Final Report. Commonwealth of Australia.
6. Iannelli, C., & Raffe, D. (2007). Vocational upper-secondary education and the transition from school. European Sociological Review, 23(1), 49-63.
7. Shavit, Y., & Müller, W. (2000). Vocational secondary education, tracking, and social stratification. In M. Hallinan (Ed.), Handbook of the Sociology of Education (pp. 437-452). Springer. https://doi.org/10.1007/0-387-36424-2_20
8. Gallie, D., Felstead, A., Green, F., & Inanc, H. (2017). The hidden face of job insecurity. Work, Employment and Society, 31(1), 36-53. https://doi.org/10.1177/0950017015624399
9. Kalleberg, A. L. (2018). Precarious lives: Job insecurity and well-being in rich democracies. Polity Press.
10. Capsada-Munsech, Q. (2020). Overeducation as a form of social stratification: The role of educational and labor market institutions. Research in Social Stratification and Mobility, 65, 100-114. http://dx.doi.org/10.1080/03057925.2019.1579085
11. Mann, A., Rehill, J., & Kashefpakdel, E. T. (2020). Employer engagement in education: Insights from international evidence for effective practice and policy making. OECD Education Working Papers, No. 218. OECD Publishing.
12. Mavromaras, K., Sloane, P., & Wei, Z. (2011). The scarring effects of unemployment, low pay and skills under-utilisation in Australia compared. IZA Discussion Papers, No. 7440. Institute for the Study of Labor (IZA).
13. McGuinness, S., Bergin, A., & Whelan, A. (2018). Overeducation in Europe: Trends, convergence, and drivers. Oxford Economic Papers, 70(4), 994-1015.
14. OECD (2019). Education at a Glance 2019: OECD Indicators. OECD Publishing.
15. Schneider, B., & Stevenson, D. (1999). The ambitious generation: America’s teenagers, motivated but directionless. New Haven.
Рецензия
Для цитирования:
Арупова Н.Р., Хорохорина Г.А. Образование в среднем учебном заведении vs вузовское образование: требование времени? Журнал Работа и Карьера. 2023;2(3). https://doi.org/10.56414/jeac.2023.3.44
For citation:
Arupova N., Galina Kh.A. Education in Secondary Vocational Institutions vs. Higher Education: A Requirement of the Times? Journal of Employment and Career. 2023;2(3). https://doi.org/10.56414/jeac.2023.3.44