Профессиональные компетенции преподавателя вуза в контексте концепции Образование 4.0
https://doi.org/10.56414/jeac.2023.2.36
Аннотация
Введение: Четвертая промышленная революция трансформировала современное образование. Образование 4.0 подразумевает изменение образовательной среды в современном вузе, а именно методов преподавания и обучения, компетенций и навыков современного преподавателя.
Цель: Проанализировать требования, предъявляемые к современному преподавателю вуза с точки зрения формирования профессиональных компетенций в условиях цифровизации высшего образования и персонализации обучения, с одной стороны, и их сочетания с классическими методами обучения, с другой стороны.
Материалы и методы: Автором были проанализированы 112 источников в рецензируемых базах данных, таких как Science Direct, Scopus, Web of Science. Критерии приемлемости включали статьи, опубликованные в период с 2021 по 2023 годы в Российской Федерации, странах Европы, Азии и Америки, исследующие саму концепцию Образования 4.0 и те профессиональные компетенции, которые необходимы преподавателю для работы в современном вузе.
Результаты: Полученные результаты позволили выявить значительный интерес к области исследования в развивающихся странах, хотя данная область в этих странах пока еще остается не до конца ясной и требует дальнейших исследований, а также ряд общих для развивающихся и развитых стран (несмотря на различия в политических, экономических и социально-культурных аспектах) профессиональных компетенций, которыми должен владеть преподаватель вуза в контексте Образования 4.0.
Выводы: В рамках исследования автор обосновывает необходимость перехода преподавателей вузов на новый уровень обучения, соответствующий концепции Образование 4.0, и предлагает список профессиональных компетенций, актуальных для российского современного вуза.
Об авторе
Ирина Олеговна БоронихинаРоссия
Кафедра Лингвистики и профессиональной коммуникации
Список литературы
1. Akimov N., Kurmanov N., Uskelenova A., Aidargaliyeva N., Mukhiyayeva D., Rakhimova S., Raimbekov B., Utegenova Z. (2023). Components of education 4.0 in open innovation competence frameworks: Systematic review, Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 9(2). https://doi.org/10.1016/j.joitmc.2023.100037
2. Chen, M. R. A., Hwang,G. J., Majumdar, R., Toyokawa, Y., & Ogata, H. (2021). Research trends in the use of E-books in English as a foreign language (EFL) education from 2011 to 2020: A bibliometric and content analysis. Interactive Learning Environments, 1–17. https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10494820. 2021.1888755
3. Cevik Onar, S., Ustundag, A., Kadaifci, Ç., Oztaysi, B. (2018). The Changing Role of Engineering Education in Industry 4.0 Era. In: Industry 4.0: Managing the Digital Transformation. Springer Series in Advanced Manufacturing. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-57870-5_
4. Chiba M. (2021). Investigating effective teaching and learning for sustainable development and global citizenship: Implications from a systematic review of the literature //International Journal of Educational Development, 81. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2020.102337
5. Chigbu, B., Ngwevu, V., & Jojo, A. (2023). The effectiveness of innovative pedagogy in the industry 4.0: Educational ecosystem perspective. Social Sciences & Humanities Open, 7(1), 100419. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2023.100419
6. Chong S. W., Lin T. J., Chen Y. (2022). A methodological review of systematic literature reviews in higher education: Heterogeneity and homogeneity //Educational Research Review, 35. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2021.100426
7. Darley W. K. (2021). Doctoral education in business and management in Africa: Challenges and imperatives in policies and strategies //The International Journal of Management Education, 19(2), 100504. https://doi.org/10.1016/j.ijme.2021.100504
8. Drath R. & Horch A. "Industrie 4.0: Hit or Hype? [Industry Forum]," in IEEE Industrial Electronics Magazine, 8 (2), 56-58, https://doi: 10.1109/MIE.2014.2312079
9. Frank, A. (2021). Higher Education Futures? Reflections on Covid-19, Digitalization, and Gen Z Expectations. Transactions of the Association of European Schools of Planning, 5(2), 85–94. https://doi.org/10.24306/TrAESOP.2021.02.001
10. Gajdzik,B.,Wolniak,R. (2022).Smart production workers in terms of creativity and innovation: the implication for open innovation. J. Open Innov. Technol.Mark Complex, 8, 68. https://doi.org/10.3390/joitmc8020068
11. Gajek A., Fabiano B., Laurent A., Jensen N. (2022). Process safety education of future employee 4.0 in Industry 4.0, Journal of Loss Prevention in the Process Industries, 75, 104691. https://doi.org/10.1016/j.jlp.2021.104691
12. Hao X., Peng X., Ding X., Qin Y., Lv M., Li K., Li. (2022), Application of digital education in undergraduate nursing and medical interns during the COVID-19 pandemic: A systematic review, Nurse Education Today, 108, 105183, https://doi.org/10.1016/j.nedt.2021.105183
13. Hart C., Da Costa C., D'Souza D., Kimpton A., Ljbusic H. (2021). Exploring higher education students’ critical thinking skills through content analysis, Thinking Skills and Creativity, 41, 1871-1871. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100877
14. Hu B., Sohail M. N., Irshad M., Awais M., Tang X., Farooq U., Song C. (2021). A pilot study of Global ICT strategy applications in sustainable continuing education, Procedia Computer Science, 183, 849-855. https://doi.org/10.1016/j.procs.2021.03.009
15. McPhillips, M.,Nikitina,T.,Tegtmeier, S.,Wójcik,M. (2022).What skills for multi-partner open innovation projects? Open innovation competence profile in a cluster ecosystem context. Sustainability, 14,13330. https://doi.org/10.3390/su142013330
16. Khanna, M., Jacob, I., & Chopra, A. (2021). Marketing of higher education institutes through the creation of positive learning experiences–analyzing the role of teachers’ caring behaviors. Journal of Marketing for Higher Education, 1–20.
17. https://doi.org/10.1080/08841241.2021.1966158
18. Miranda, J., Navarrete, C., Noguez, J., Molina-Espinisa, J.-M., Ramirez-Montoya, M.-S., Navarro-Tuch, S. A., Bustamante-Bello, M.-R., Rosas-Fernandez, J.-B., Molina, A. (2021). The core components of education 4.0 in higher education: Three case studies in engineering education. Computers and Electrical Engineering, 93, 107278. http://doi.org/10.1016/j.compeleceng.2021.107278
19. Ng DTK, Ching ACH, Law SW (2023). Online learning in management education amid the pandemic: A bibliometric and content analysis. The International Journal of Management Education, 21(2). https://doi.org/10.1016/j.ijme.2023.100796
20. Ngoasong M. Z. (2022). Curriculum adaptation for blended learning in resource-scarce contexts //Journal of Management Education, 46(4). https://doi.org/10.1177/10525629211047168
21. Novikov S., Balashova E., Schislyaeva E. (2022). Digital transformation project for transportation professionals,Transportation Research Procedia,Volume 63, Pp. 2122-2129, ISSN 2352-1465, https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.06.238
22. Oke A., Fernandes F.A.P. (2020). Innovations in Teaching and Learning: Exploring the Perceptions of the Education Sector on the 4th Industrial Revolution (4IR), Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 6(2), 31. https://doi.org/10.3390/joitmc6020031
23. Oliveira S.R.M., Saraiva M.A. (2023.). Leader skills interpreted in the lens of education 4.0, Procedia Computer Science, 1296-1304. https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.12.327
24. Park, M., & Jones, T. (2021). Going virtual: The impact of COVID-19 on internships in tourism, events, and hospitality education. Journal of Hospitality and Tourism Education, 33(3), 176–193. https://doi.org/10.1080/10963758.2021.1907198
25. Perusso A., Leal R (2022). The contribution of execution and workplace interaction to problem-based learning //The International Journal of Management Education, 20(1). https://doi.org/10.1016/j.ijme.2021.100596
26. Ramírez-Montoya, M.S.,Castillo-Martínez, I.M.,Sanabria-Z, J.,Miranda,J.,2022. Complex thinking in the framework o fEducation 4.0 and Open Innovation - a systematic literature review. J.OpenInnov.Technol.Mark.Complex 8, 4. https://doi. org/10.3390/joitmc8010004
27. Sankhyayan, P., & Dasgupta, S. (2019). ‘Availability’ and/or ‘Affordability’: What matters in household energy access in India? Energy Policy,131(C), 131-143.https://doi.org 10.1016/j.enpol.2019.04.019
28. Scaringella, L., Gorska, A., Calderon, D., & Benitez, J. (2022). Should we teach in hybrid mode or fully online? A theory and empirical investigation on the service–profit chain in MBAs. Information & Management, 59(1). https://doi.org/10.1016/j.im.2021.103573
29. Shahrill, M., Petra, M.I., Naing, L., Yacob, J., Santos, J.H. and Abdul Aziz, A.B.Z. (2021). New norms and opportunities from the COVID-19 pandemic crisis in a higher education setting: perspectives from Universiti Brunei Darussalam", International Journal of Educational Management, 35(3), 700-712. https://doi.org/10.1108/IJEM-07-2020-0347
30. Sharipov, F.F., Krotenko, T.Y., Dyakonova, M.A. (2021). Digital Potential of Economic Education: Information Technologies in a Management University. In: Ashmarina, S.I., Mantulenko, V.V. (eds) Current Achievements, Challenges and Digital Chances of Knowledge Based Economy. Lecture Notes in Networks and Systems, 133. https://doi.org/10.1007/978-3-030-47458-4_65
31. Tikhonova E., & Raitskaya L. (2023). Education 4.0: The concept, skills, and research. Journal of Language and Education, 9(1), 5-11. https://doi.org/10.17323/jle.2023.17001
32. Thompson, K., Conde, R., Gade, M., & Mims, T. (2021). An immersion approach to client-sponsored projects: Preparing students with soft skills required for hiringface to face & virtual methods. International Journal of Higher Education, 10(2), 42–61. https://doi.org/10.5430/ijhe.v10n2p42
33. Голова А.Г. (2022). Аналитический обзор VI Международной научно-практической конференции «Образование 4.0: конкуренция, компетенции, коммуникации и креатив. Парадигма образования в условиях кризиса» // Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета, 3, 97–109. https://doi.org/10.28995/2782-2222-2022-3-97-109
34. Иванченко И.В., Романов В.А., Романова М.С., Хубулов В.В. (2021). Образование 4.0: новые компетенции для цифровой экономики // Вестник Забайкальского государственного университета, 27, 103-111. https://doi.org/10.21209/2227 92452021277103111
35. Полякова Т.Ю., Приходько В.М. (2022). Компетенции преподавателя технического вуза // Высшее образование в России, 31(7), 61–78. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-7-61-78
Рецензия
Для цитирования:
Боронихина И.О. Профессиональные компетенции преподавателя вуза в контексте концепции Образование 4.0. Журнал Работа и Карьера. 2023;2(2). https://doi.org/10.56414/jeac.2023.2.36